Документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право ведения профессиональной деятельности в сфере основного общего, среднего общего образования (высылается Почтой России). Присваивается квалификация «Учитель русского языка и литературы».
Роль и значение программы:
1. Предоставление слушателю знаний о современных концептуально-методологических подходах и моделях образования, технологиях обучения; практических умений, связанных с диагностикой, проектированием и управлением учебным процессом.
2. Формирование компетенций в следующих областях:
- теоретические и методологические основы преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной организации;
- содержание и структура образовательного процесса в связи с реализацией требований ФГОС;
- духовно-нравственное воспитание и развитие личности обучающихся средствами уроков русского языка и литературы.
Актуальность программы:
- Актуальность проблемы обновления дополнительного профессионального образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, руководителями. А также все большим распространением практики привлечения в сферу образования специалистов, не имеющих профессионального педагогического образования.
- Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» имеют огромную связь и познавательно-практическую направленность, т.е. дают учащимся знания о родном языке, литературе и формируют у них языковые, литературные и речевые умения.
- Изучение русского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенции. Основная задача русского языка: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умения работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
- Школьное литературное образование не претендует на подготовку литературоведов, литературных критиков и деятелей искусства, но знакомит учеников с научными, литературно-критическими и художественными интерпретациями произведений словесного искусства. В нем заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, оно помогает созданию установки на чтение и анализ текста.
- Гуманитарное образование в школе: будь это изучение языка, родного или иностранного, литературы, музыки, изобразительного искусства - помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации, найти противоядие хаосу в гармонии, избавиться от агрессии. Для того чтобы это произошло, необходимы стройные программы, ориентированные на возраст ученика, развивающие его творческую активность, учебники, способные увлечь школьника и учителя, не только дающие поток информации, но помогающие ученикам личностно освоить ее.
- Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Филологические дисциплины являются надежным фундаментом для дальнейшего обучения во времена нестабильности и перемен, происходящих в современном мире и России. В них заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на культуре речи и особенностях родного языка.
Целевая аудитория: работники системы образования, методисты, учителя русского языка и литературы общеобразовательных организаций.
Цель программы: совершенствование компетенций, необходимых учителю русского языка и литературы для выполнения профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС и повышения профессионального уровня.
Задачи программы:
- рассмотреть важнейшие этапы становления методики преподавания русского языка и литературы, выявить специфику методических концепций и подходов к преподаванию на различных этапах;
- создать целостное представление о концептуально-методических подходах к преподаванию русского языка и литературы;
- ознакомить с основами теоретических и методических знаний по курсу, обеспечивающих грамотное использование средств, форм и методов обучения в практической работе;
- познакомить слушателей с новейшими достижениями методики обучения русского языка и литературы, применением современных образовательных технологий, тенденциями развития гуманитарного образования;
- освоить системы знаний: о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладеть основными нормами литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся, сформировать способности к анализу и оценке литературных произведений, умение пользоваться различными лингвистическими словарями и литературными источниками.
Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.
Форма обучения: 100% дистанционная, обучение проходит в онлайн режиме на образовательном портале http://new.in-texno.ru/
Требования к образованию слушателя: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Слушатели, имеющие диплом о неоконченном высшем образовании или удостоверение педагогического класса, на обучение не принимаются*.
*в соответствии с разъяснениями Минобрнауки АК-2453/06 от 25.08.2015, "обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования".
Форма итоговой аттестации по программе: итоговый междисциплинарный экзамен.
Перечень дисциплин программы:
№п/п |
Содержание курса |
Всего,час. |
Контрольное мероприятие |
1. |
Педагогика |
12 |
Зачёт (тестирование) |
2. |
Основы специальной педагогики и психологии |
12 |
Зачёт (тестирование) |
3 |
Особенности содержания и организации процесса обучения на современном этапе |
12 |
Зачёт (тестирование) |
4. |
Методика преподавания русского языка и литературы |
84 |
|
4.1. |
Методика преподавания русского языка в школе |
36 |
Зачёт (тестирование) |
4.2. |
Методика преподавания литературы в школе |
36 |
Зачёт (тестирование) |
4.3. |
Основные факторы процесса школьного обучения русскому языку и литературе (ФГОС, структура и содержание школьного филологического образования, учебно-методический комплекс по русскому языку и литературе) |
12 |
Зачёт (тестирование) |
5. |
Специальная часть по русскому языку и литературе: |
76 |
|
5.1. |
Общие сведения о русском языке. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Лексика. Фразеология. Орфография. |
40 |
Зачёт (тестирование) |
5.2. |
Устное народное творчество. Древнерусская литература. Русская литература XVIII - XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература. |
36 |
Зачёт (тестирование) |
6. |
Информационно-коммуникационные технологии |
54 |
Зачет (практический урок) |
Итоговое контрольное мероприятие |
|
Экзамен(тестирование) |
|
ИТОГО ЧАСОВ |
250 |
|
Подробнее о программе и обучении вы сможете узнать в Учебном отделе по тел.: +7 495 105 96 04.