Проводите дистанционное и электронное обучение на базе ФГИС «Моя школа». Примите положение и издавайте приказы, чтобы урегулировать текущую ситуацию. Составьте расписание дистанционных занятий и проверьте содержание ООП.
Какие ресурсы понадобятся
Для электронного и дистанционного обучения у школы и ученика должны быть три типа ресурсов: оборудование, доступ к образовательной платформе и интернет.
Оборудование
Набор оборудования одинаковый для педагога и ученика. В него входят устройства, которые позволят взаимодействовать с цифровым контентом и выполнять задания:
- стационарный компьютер с монитором, ноутбук или планшет, к которому можно присоединить клавиатуру;
- клавиатура и мышь;
- микрофон;
- стереонаушники;
- веб-камера;
- принтер и сканер;
- фото- и видеокамера цифровая.
Чтобы обучать детей начальных классов с помощью ноутбуков, понадобится дополнительная клавиатура (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Предупредите об этом родителей.
В классах может понадобиться дополнительное оборудование – интерактивные доски, проекторы и др.
При выборе оборудования ориентируйтесь на МР 2.4.0330-23. Например, Роспотребнадзор рекомендует использовать интерактивные доски и панели с токопроводящими поверхностями, которые передают информацию в компьютер при нажатии на поверхность доски и не требуют применения маркеров. Лучше, если доска будет обратной проекции, когда проектор размещается позади доски. Это исключает слепящий эффект от лампы проектора и тень пользователя на проецируемом изображении.
У интерактивных панелей должен быть максимальный угол обзора по вертикали и горизонтали – более 170°. Это обеспечит контрастность изображения и не исказит цветопередачу (п. 2.6 МР 2.4.0330-23).
Роспотребнадзор также рекомендует вносить сведения о наличии оборудования и соответствии его требованиям безопасности в журнал по форме из приложения 1 к МР 2.4.0330-23. Его можно вести на бумажном или электронном носителе. Воспользуйтесь готовым образцом.
Если у учеников нет дома компьютеров или планшетов, на которых они смогут обучаться дистанционно, выдайте школьные. Передавайте их родителю по акту или расписке. Составьте ее в свободной форме. Укажите, кому и когда выдали гаджет, запишите модель и срок, в течение которого ребенок будет использовать его дома. Акт или расписку храните в школе.
Цифровая образовательная платформа
С 2023 года школы должны использовать ФГИС «Моя школа» в качестве единой платформы для детей, учителей и родителей (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Федеральная система предоставляет доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории страны.
ФГИС «Моя школа» создали, чтобы:
- создать современную и безопасную образовательную среду;
- обеспечить равный доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам по всей территории России для всех обучающихся;
- повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных технологий;
- создать возможности для вовлечения родителей в процесс образования детей;
- организовать взаимодействие региональных и федеральных систем, использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.
В каталоге ФГИС «Моя школа» есть более 10 тыс. единиц материалов, которые можно использовать в обучении и воспитании. Подробнее о подключении к системе и работе в ней – в рекомендации «Как использовать ФГИС «Моя школа».
Нельзя использовать другие платформы при реализации основных общеобразовательных программ, если одновременно будут обрабатываться персональные данные учеников (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дополнительно может возникнуть риск, что контент из других источников не входит в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов. В таком случае его использовать тоже нельзя (п. 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Уделите внимание мессенджерам, через которые организуете взаимодействие между детьми, учителями и родителями. С 1 марта 2023 года нельзя пересылать персданные и сведения о платежах через иностранные мессенджеры, если предоставляете государственную или муниципальную услугу, выполняете государственное или муниципальное задание. Перечень запрещенных сервисов утверждает Роскомнадзор (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ, информация Роскомнадзора от 01.03.2023).
В предварительный список запрещенных мессенджеров включили: Telegram, Viber, WhatsApp, Skype for Business, Discord, Microsoft Teams, Snapchat, Threema, WeChat. Ожидается, что список будет пополняться новыми сервисами, которые принадлежат иностранным лицам и через которые можно передавать информацию только между получателями без публикации ее в интернете.
Поручите ответственным регулярно проверять, чтобы школьные условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде соответствовали новым Правилам. Предоставьте доступ ученикам, родителям и педагогам к учебным планам, рабочим программам предметов, курсов, дисциплин, модулей и практик, изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно-методические материалы, указанным в рабочих программах, в том числе к онлайн-курсам, а также ФГИС «Моя школа». Такой доступ должен быть у школьников независимо от места их нахождения.
Фиксируйте ход образовательного процесса, результаты промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации. Формируйте цифровое индивидуальное электронное портфолио ученика. Например, оно может быть в виде сохраненных работ, рецензий и оценок в отношении этих работ (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Технические возможности ФГИС «Моя школа» позволяют это обеспечить без привлечения дополнительных ресурсов.
Какие документы принять
Чтобы организовать электронное и дистанционное обучение, примите положение, издайте приказ, разработайте расписание и внесите изменения в образовательные программы.
Положение об электронном и дистанционном обучении
Урегулируйте общие вопросы в локальном акте, например положении об электронном и дистанционном обучении. Можете включить в него все аспекты, которые обязывает определить Правительство:
- основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей;
- способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, необходимость и ограничения по применению цифровых образовательных сервисов и цифрового образовательного контента в обучении, которые учитываются при разработке образовательных программ;
- образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- порядок оказания учебно-методической помощи учащимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- порядок оказания технической помощи учащимся и педагогам;
- соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной работы школьников с педагогами, и объема занятий, проводимых на иных условиях, а также с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации;
- перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых технологий.
Если удобно, то отдельные вопросы можно урегулировать в приказе или образовательной программе, которая будет предполагать использование электронного и дистанционного обучения. Однако желательно осветить все перечисленные вопросы в положении, хотя бы общими фразами. Если проверяющие увидят их в одном локальном акте, будет меньше претензий с их стороны.
Приказ о введении дистанционного обучения
Чтобы организовать временное дистанционное обучение одного или нескольких учеников, издайте приказ. Установите ответственного за удаленное взаимодействие. Например, поручите каждому классному руководителю отвечать за дистанционное обучение в его классе, а общий контроль возложите на заместителя директора.
Если функции по организации и контролю дистанционного обучения не входят в должностные обязанности по трудовому договору с работником, то заключите с ним дополнительное соглашение по статье 60.2 ТК. Установите расширение объема работ и доплату за это.
Поручите ответственному проинформировать родителей об условиях дистанционного обучения: в каком порядке проходит, где ознакомиться с расписанием, куда отправлять готовые работы и получать новые задания, как проводите текущий и итоговый контроль, консультации. Для этого попросите вывесить приказ о дистанционном обучении и дополнительную информацию на сайте школы и стенде, например, вместе с положением об электронном и дистанционном обучении.
Если вводите дистанционное обучение по инициативе родителя, возьмите от него заявление, например, об организации дистанционного обучения его ребенка на время болезни. Предусмотрите это правило в положении об электронном и дистанционном обучении.
Расписание дистанционных занятий
Для дистанционных занятий может потребоваться отдельное расписание, отличное от обычных очных уроков. Можете составить его в «Яндекс.Документы». Там есть аналог электронных Google-таблиц. Ими могут пользоваться сразу несколько человек. Например, любой без права редактирования может отфильтровать информацию. А учителя с доступом быстро внесут корректировки при необходимости. Такая форма будет удобна, когда дети и родители не имеют доступа к бумажным версиям расписания, так как не посещают школу.
Поручите указать в расписании время занятия, класс, учителя и дисциплину. Добавьте тему или раздел, который понадобится во ФГИС «Моя школа», – так школьники и родители быстро сориентируются в контенте.
Рекомендуем дублировать информацию о расписании занятий на электронной платформе, в электронном дневнике, мессенджерах, делайте рассылку по электронной почте. Ведь какое-то устройство может не работать, или родитель забудет проверить таблицу, почту и пр.
Проконтролируйте, чтобы дистанционные занятия для всех категорий детей заканчивались до 18.00, а продолжительность занятия не превышала 40 минут. Расписание дистанционных занятий должно учитывать дневную и недельную динамику умственной работоспособности детей и трудность учебных предметов (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20).
Напомните учителям, что при планировании дистанционного занятия надо учитывать и нормы непрерывной работы с компьютерами и ноутбуками (п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20, таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21). Подробнее – в таблице.
Максимальная продолжительность работы с компьютерами и ноутбуками для школьников
Классы |
На уроке, минут |
Суммарно за день, минут |
1–2-е |
20 |
40 |
3–4-е |
25 |
50 |
5–9-е |
30 |
60 |
10–11-е |
35 |
70 |
Если ребенок должен одновременно смотреть на экран и записывать что-то в тетради, то нужно соблюдать другие нормы. В таком случае продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 7 минут, для учеников 1–4-х классов – 10 минут, для 5–9-х – 15 минут.
Предупредите педагогов, что на дистанционные занятия распространяется норма о запрете использования больше двух гаджетов одновременно. Например, можно работать с интерактивной доской и компьютером или планшетом – на выбор, но не одновременно (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20). Мобильные средства связи использовать нельзя.
Напомните педагогам, что даже при дистанционных занятиях надо проводить физкультминутки, гимнастику для глаз. Педагог должен контролировать осанку, в том числе и во время использования электронных средств обучения (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20). В середине урока организуйте перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.
Предложите педагогам использовать формы двигательной активности в течение учебного дня из приложения 4 к МР 2.4.0330-23, а также комплексы упражнений из приложения 5. Роспотребнадзор рекомендует проводить упражнения в игровой форме. Продолжительность суточной физической активности должна составлять минимум 60 минут в день, включая умеренную и высокую интенсивность (п. 2.18 МР 2.4.0330-23).
Постарайтесь придерживаться рекомендации Роспотребнадзора о том, чтобы переводить 1–5-е классы на смешанное или дистанционное обучение в последнюю очередь (п. 2.20 МР 2.4.0330-23). Это позволит детям лучше адаптироваться к учебному процессу.
Образовательные программы
Проверьте, чтобы в ООП было указано, что для ее реализации используете электронные образовательные ресурсы. Новые ФГОС обязывают указывать это в тематическом планировании для каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО – 2021, п. 32.1 ФГОС ООО – 2021, п. 18.2.2 ФГОС СОО). Подробнее – в материале «Как составить рабочую программу предмета, курса, модуля».
Если вводите дистанционное обучение, также отразите это в ООП. Например, укажите в пояснительной записке, что части программы могут быть реализованы в том числе с помощью дистанционных технологий. При желании уточните в рабочих программах, какие темы преподавали дистанционно. Скорректируйте систему оценки достижения планируемых результатов целевого раздела ООП, если она отличается, – допишите новые формы контроля, которые используете при дистанционном обучении.
Как контролировать результаты обучения
Поручите педагогам контролировать результаты обучения, как и прежде – в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации.
Для текущего контроля попросите заполнять журнал в обычном режиме. При этом можно сделать пометку в графе «Комментарии» или «Тема урока», что занятие проводилось дистанционно. Попросите выставлять оценки за работы в графы с теми датами, когда ученик их выполнял.
Правительство установило дополнительные требования для случаев, когда проводите текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию в электронной форме или дистанционно. Эти требования распространяются и на итоговую аттестацию – например, при реализации программ дополнительного образования (п. 19 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Школа должна определить:
- способ идентификации или аутентификации учащихся;
- порядок использования сервиса контроля условий проведения аттестации и текущего контроля успеваемости в целях фиксации нарушений (сервис прокторинга);
- порядок действий учащихся и педагога при возникновении технических проблем, препятствующих проведению аттестации и текущего контроля успеваемости в дистанционном формате;
- порядок, сроки и способы информирования учащихся о порядке проведения аттестации и текущего контроля успеваемости, а также о способе ознакомления с их результатами.
Закрепите эти правила в положении об электронном и дистанционном обучении или отдельном положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Включите в положение также порядок применения сервиса прокторинга и сервисов взаимодействия педагогов с учениками и родителями посредством видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами (п. 20 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Поручите заместителю директора контролировать, сколько учеников посетили дистанционные занятия, сколько заболели и не учатся. Можете ввести отдельные обозначения для разных категорий учеников. Например, для очных уроков предусмотрите обозначение «О», дистанционных – «Д», для заболевших учеников – «З».
Если педагог решил, что целесообразнее перенести промежуточную аттестацию и провести ее, когда ученик вернется в очный формат, то должен отразить это в тематическом планировании рабочей программы. Также можно предусмотреть, что после восстановления обычного режима обучения учитель отводит часть урока на проверку пройденного материала. Закрепите эти положения в ООП или локальном акте, регламентирующем текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Как взаимодействовать с родителями при дистанционном обучении
Поручите заместителю директора контролировать, как учителя взаимодействуют с родителями, например, в рамках мероприятий ВСОКО. При дистанционном обучении это особенно важно, потому что родители организуют рабочую обстановку для ребенка и следят, чтобы он вовремя участвовал в учебном процессе. По сути от родителей зависит, насколько ребенок сможет учиться дистанционно. Главное, чтобы учителя вовремя информировали родителей о расписании занятий, когда и как ребенок должен выполнить задание, куда прислать его или где разместить. Связываться с родителями можно любым удобным способом – в мессенджерах, по электронной почте. Родитель должен быть в курсе всех деталей дистанционного обучения.
Чтобы организовать оперативное информирование родителей, попросите их установить «VK Мессенджер». Он связан с платформой ФГИС «Моя школа». В нем можно создавать группы, например «Дистанционное обучение». Попросите педагогов установить сроки передачи материалов – ссылок на электронные материалы, видеоконференции и пр. – и строго придерживаться их. Лучше дополнительно напоминать ученикам и родителям об онлайн-мероприятиях накануне.
Оформите раздел «Дистанционное обучение» на сайте образовательной организации. Публикуйте в нем организационные документы, расписания, ссылки на обучающие ресурсы (п. 20 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).
Поручите педагогам отвести фиксированное время для обратной связи с родителями. Например, четверг с 16:00 до 18:00. Расскажите родителям, что дистанционное обучение может даваться ученикам сложнее, чем очное, поскольку меняется форма подачи материала, возрастают требования к самостоятельности, уменьшается непосредственный контроль за действиями ученика со стороны учителя, мешают технические накладки. Если есть данные от педагогов, расскажите, на какие сложности жалуются ученики.
Чтобы облегчить ситуацию для обучающихся, рекомендуйте родителям придерживаться поддерживающего тона взаимодействия с детьми, избегать любых устрашений, следовать рекомендациям по организации условий домашнего обучения.
Предупредите родителей, что вы можете обратиться к ним персонально. Это может произойти в случаях, если у их ребенка возникнут не разрешимые силами педагогов сложности в дистанционном обучении. Объясните родителям, при каких условиях вы можете обратиться к ним. Например: пропуск более чем трех учебных дней без уважительной причины; регулярное (не менее недели) невыполнение домашних заданий; намеренное нарушение хода дистанционного занятия; нецензурная брань, агрессивное поведение в общем чате и т. п.
Объясните родителям, что они обязаны обеспечить получение детьми общего образования, соблюдать Правила внутреннего распорядка школы и требования других локальных актов, которые в том числе устанавливают режим занятий и регламентируют образовательные отношения (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Посоветуйте родителям также использовать рекомендации Роспотребнадзора по дистанционному обучению в домашних условиях из раздела III МР 2.4.0330-23. Специалисты подсказали, как оборудовать рабочее место дома, подобрать мебель и освещение.