Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

Снимок экрана 10

Пандемия и самоизоляция еще раз доказали, что лучшие инвестиции — это инвестиции в себя. Именно поэтому рынок онлайн-образования в России и мире стал расти еще быстрее. Причем в свое развитие активнее всего стали вкладывать женщины, занимающие высокие позиции или работающие на себя.

 

Объем российского рынка b2c онлайн-образования достиг 38,5 млрд рублей при среднегодовых темпах роста на уровне 20%, по данным исследования, проведенного EdMarket, «Нетологией» и Talent tech. По прогнозам экспертов, к 2023 году его величина составит 60 млрд рублей в год при среднегодовых темпах роста на уровне 12-15%. При этом объем мирового рынка онлайн-образования по итогам прошлого года составил $74 млрд, по данным отчета «Интерфакс Академии». Основатель «Школы бухгалтерского бизнеса» Полина Муртазина рассказывает, какое место в системе онлайн-образования занимают женщины и чему они будут учиться в будущем. 

Женщины в онлайн-образовании

Наиболее «денежные» сектора онлайн-образования в нашей России — это дополнительное профессиональное и высшее образование, чей объем составляет около 7 млрд рублей и 6,8 млрд рублей соответственно, следует из данных исследования Russian EdTech Research 2020. И большая часть потребителей таких услуг — женщины, занимающие руководящие позиции или имеющий свой бизнес, среди которых популярна идея об «обучении длиною в жизнь». Они считают, что, чтобы добиться успеха в современном мире, надо постоянно получать актуальные знания и осваивать новые навыки, иначе можно безнадежно отстать от жизни. 

 

Если говорить о рынке дополнительного профессионального образования, то там дамы составляют ядро аудитории. По данным исследования EdMarket, «Нетологии» и Talent Tech, на онлайн-курсы чаще всего записываются девушки, которые являются предпринимателями, руководителями или высокооплачиваемыми специалистами, без детей, чей средний возраст около 25 лет. Их основная мотивация для обучения — это желание лучше разбираться в себе и людях и вести здоровый образ жизни.

 

Впрочем, женщины более старшего возраста тоже не отстают, но у них главная цель обучения — это развитие бизнеса и карьеры и повышение профессиональных навыков. Это и понятно. В более молодом возрасте мы больше сконцентрированы на познании себя, поиске предназначения, создании семьи. А чем старше становимся, тем больше хотим развивать тот успех, которого уже добились, и обеспечить себе финансовую стабильность. 

 

Кроме того, российские предпринимательницы обычно не останавливаются на каком-то одном направлении, а осваивают разные сферы, потому что хотят развиваться всесторонне. И это очень позитивный тренд, поскольку именно баланс во всех сферах жизни помогает не только добиваться поставленных целей, но и предотвратить эмоциональное выгорание и стать счастливее. В 2019 году, например, 24% целевой аудитории рынка брали две различные образовательные программы, 16%  — три, 8% — четыре,  а 9% — не менее пяти. Причем почти одинаково популярно обучение и для продвижения по карьерной лестнице и развития бизнеса, и для «удовольствия». 

По данным исследования EdTech, 17% студентов учатся онлайн для повышения квалификации, а для 13% основная цель — творчество. Далее по популярности курсов идут занятия по тематике спорт/здоровье 

При этом получать второе высшее образование обычно мало кто хочет, поскольку это связано с огромными временными затратами, а краткосрочное онлайн-обучение становится выходом в данной ситуации. К тому же, в отличие от классических университетов, оно является более прикладным и позволяет начать зарабатывать сразу после выпуска, а иногда еще и во время учебы. Например, в вузе будущему копирайтеру необходимо будет изучать философию, историю, социологию и другие фундаментальные дисциплины, а на онлайн-курсах будут давать только практические советы о том, как лучше писать и словом воздействовать на читателей. 

 

Другой тренд последнего времени — появление акселераторов и специальных онлайн-школ, где учат тому, как открыть свой бизнес в сфере онлайн-образования. С одной стороны, это хорошо для начинающих предпринимателей, поскольку они получают необходимые знания для успешного старта своего дела, а иногда и привлекают инвестиции.

 

Что касается онлайн-сегмента высшего образования, то среди женщин, занимающих высокие посты, и бизнес-леди наиболее популярными остаются программы MBA. Однако дистанционно их пока все-таки осваивает небольшое количество человек. По данным РБК, онлайн рынок MBA в России составляет 350 млн рублей (около 6-7% от рынка в целом). Если же говорить о первом высшем образовании, то его решают осваивать онлайн более молодые студенты, которые только начинают свой профессиональный путь. 

Лидеры и аутсайдеры

Чтобы не ошибиться в выборе онлайн-школы, необходимо обращать внимание на следующие критерии. Во-первых, нужно посмотреть на отзывы и кейсы выпускников.

 

Важный момент — должны быть указаны какие-то контакты учащихся, например ссылки на их социальные сети, чтобы была возможность с ними связаться и подтвердить информацию. Если речь про обучение каким-то бизнес-навыкам, то должны быть показаны результаты, с какого уровня человек начинал и чего ему удалось добиться после прохождения программы, в идеале результат должен быть отображен в деньгах (увеличение прибыли, количества клиентов, точек продаж и т. п.)

 

Во-вторых, лучше выбирать специализированное учебное заведение. Безусловно, самые большие компании на рынке предлагают совершенно разные направления занятий, однако наиболее глубокие знания и экспертизу обычно можно получить в узконаправленных центрах. 

 

Среди других трендов онлайн-образования также можно отметить рост числа бесплатных услуг, особенно в период самоизоляции, когда онлайн-школы предлагали попробовать свои занятия, чтобы привлечь новую аудиторию. Также развитие рынка спровоцировало быстрое масштабирование компаний и увеличение инвестиций в эту сферу. По данным Startup Barometer 2019, EdTech и до пандемии входил в десятку самых привлекательных направлений для инвесторов, а в условиях новой реальности этот тренд может усилиться. 

 

Кроме того, онлайн-школы начинают использовать в процессе обучения VR-технологии (например, российский проект MEL Science позволяет изучать структуру вещества изнутри в онлайн-режиме), а также искусственный интеллект и машинное обучение (в SkyEng каждая минута урока оцифровывается и анализируется с помощью технологии распознавания речи).  

 

Источник: forbes-ru. Полина Муртазина, 2 октября 2020

 

 

Добавить комментарий