Одна из главных составляющих школьной системы оценки качества образования – мониторинг личностного развития учащихся.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности школьника и уровня его высших достижений.
Но так как не существует единой структуры, портфолио не может выступать в качестве универсального инструмента оценки качества образования. Для выработки общих требований к оформлению портфолио коллектив разрабатывает Положение о портфолио обучающегося.
В положении указаны:
- Задачи, структура и порядок оформления результатов. Они позволяют фиксировать, накапливать и, что важно, оценивать индивидуальные образовательные достижения школьника в любой период его обучения с 1-го по 11-й классы. Конечной целью портфолио является представление отчета по образовательной деятельности обучающихся, демонстрация способности выпускника школы практически применять компетенции.
Достижения школьника фиксируются в портфолио в течение учебного года. В конце года вместе с классным руководителем ученик проводит анализ портфолио и высчитывает итоговую оценку (рейтинг) личных достижений на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.
В портфолио включают не только работы учащегося, но и отзывы на них. Необходимо научить школьников систематически выбирать материалы для портфолио совместно с классным руководителем и родителями (законными представителями).
Также нужно объяснить всем участникам образовательных отношений, что нельзя размещать материалы в портфолио без согласия обучающегося. Удобно, если часть портфолио ученик сформирует в электронном виде.
К СВЕДЕНИЮ
Где и как применять информацию из портфолио?
Используйте результаты мониторинга личностных образовательных результатов, когда:
– планируете профили обучения на уровне среднего общего образования;
– определяете содержание части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений: какие спецкурсы, факультативы запланировать и предложить учащимся для выбора;
– планируете сетевую форму взаимодействия с ОО дополнительного образования детей, составляйте листы предложений детских объединений для организации внеурочной деятельности;
– разрабатываете индивидуальные образовательные маршруты и программы корректирующих мероприятий, организуйте дифференцированное разноуровневое обучение.
Рассматривайте информацию по результатам анализа портфолио учащихся как маркетинговое исследование для разработки перечня платных образовательных услуг.