Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

_2 3-1.jpg

Какое образование должно быть у логопеда

На должность учителя-логопеда принимайте специалиста, который имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии. Требований к стажу нет (раздел III ЕКС работников образования).

 

Проверьте, чтобы в дипломе кандидата было указано, что он обучался по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Специальность может быть любой. Закон к ней требований не предъявляет.

 

 

Какую зарплату установить

Зарплата учителя-логопеда зависит от объема работы и состоит из трех частей: оклада (ставки), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

 

Оклад

Оклад учителя-логопеда рассчитывайте с учетом нагрузки за ставку. Норма часов педагогической работы за ставку учителя-логопеда – 20 часов в неделю (п. 2.3 приложения № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Нагрузку считайте в астрономических часах без учета перерывов, перемен и динамических пауз.

Зафиксируйте размер оклада в системе оплаты труда организации. Укажите, что должность учителя-логопеда относится к 4-му квалификационному уровню ПКГ должностей педагогических работников. Впишите размер оклада в трудовой договор с работником.

Если в организации много детей, которым нужна помощь логопеда, и специалист хочет увеличить свой объем работы, то оформите дополнительное соглашение. Оплачивайте педагогическую работу сверх нормы часов пропорционально фактически отработанному времени. За основу возьмите размер ставки (прим. 4 к приложению № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Например, если логопед согласен работать не 20, а 25 часов в неделю, то оклад за ставку разделите на 4 и выплатите эту сумму дополнительно к основному окладу.

Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации

 

Компенсационные выплаты

Обязательно выплачивайте компенсационные выплаты, которые установило законодательство:

  • за вредные условия на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • работу в местности с особыми климатическими условиями;
  • работу сверхурочно, в ночное время и в нерабочие дни;
  • отраслевые особенности

Примеры отраслевых особенностей приводит Минобрнауки в письме от 29.12.2017 № ВП-1992/02. Например, доплачивайте логопеду за заведование логопунктом, работу с учащимися и воспитанниками с ОВЗ или нуждающимися в длительном лечении, работу в учреждении, которое расположено в сельской местности.

 

В коллективном договоре и системе оплаты труда можете установить дополнительные компенсационные выплаты – сверх тех, которые установило законодательство. Размеры надбавок установите самостоятельно в конкретных величинах или в процентах от ставок и должностных окладов педагогических работников.

 

Стимулирующие выплаты

Назначьте логопеду доплаты и надбавки стимулирующего характера в виде разовых премий или регулярных выплат. В положении о системе оплаты труда установите показатели и критерии оценки эффективности деятельности педагога.

Какой отпуск предоставить

Предоставьте учителю-логопеду удлиненный ежегодный отпуск. Его продолжительность зависит от типа образовательной организации и контингента, с которым работает логопед. Подробности смотрите в таблице.

 

Продолжительность отпуска учителя-логопеда

Тип организации

С кем логопед проводит занятия

Количество дней отпуска за год

Детский сад

Обычные дети

42

Дети с ОВЗ (вместе с обычными детьми или без них)

56

Школа

Не имеет значения

56

 

Законодательство не определяет, как рассчитывать отпуск логопеду в детском саду, если он не всегда работает с воспитанниками с ОВЗ. Рассчитывайте отпуск за каждый год работы. Если в этот период логопед занимался с ребенком с ОВЗ, то предоставьте работнику 56 дней отпуска. Вычленять время непосредственной работы с воспитанником с ОВЗ и рассчитывать отпуск пропорционально этому времени не надо. В противном случае ГИТ может посчитать, что вы ухудшаете условия для работника.

 

 

Учтите, что логопеду детского сада можно увеличить отпуск, если он работает с воспитанниками, которые имеют заключение ПМПК. Только в этом случае их можно считать детьми с ОВЗ.

 

Ситуация: имеет ли учитель-логопед право на досрочную пенсию

Да, имеет.

 

Учитель-логопед входит в перечень должностей, работа на которых засчитывается в стаж для досрочной пенсии (постановление Правительства от 29.10.2002 № 781). При этом необязательно должность должна называться «учитель-логопед», работник может трудиться и на должности «логопед». Главное, чтобы логопед проработал не менее 25 лет в учреждениях для детей, тогда он будет иметь право на пенсию по старости раньше, чем достигнет пенсионного возраста (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Как логопед проводит коррекционную работу

Логопед может работать как отдельный специалист или в составе структурного подразделения, например, логопункта. Он проводит занятия с детьми с ОВЗ и другими детьми, которые не прошли ПМПК, но имеют отклонения в речевом развитии.

 

Чаще всего в государственном или муниципальном задании образовательной организации учредитель финансирует деятельность специалистов только для детей с ОВЗ. В таком случае школа и детский сад вправе оказывать логопедические услуги за плату детям, которые не имеют заключения ПМПК. Это возможно также, если комиссия не рекомендовала ребенку логопеда, но родитель хочет, чтобы организация проводила с ним логопедические занятия.

 

Логопед организует работу на основе своих методических наработок, использует пособия коллег, например, инструктивно-методическое письмо А.В. Ястребовой и Т.П. Бессонова. Чтобы составить режим занятий, логопед использует письмо Минобразования от 14.12.2000 № 2.

 

Перед началом работы с ребенком логопед берет согласие у родителей на оказание логопедической помощи. Это необходимо, потому что услуги логопеда – часть психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

 

Коррекционная работа логопеда включает диагностику, коррекционно-развивающие занятия и оценку результатов. Логопед взаимодействует с ребенком и его родителями, чтобы они помогли увеличить эффект от коррекционных занятий.

Как логопед взаимодействует с педагогом-психологом

Чтобы работа логопеда была эффективной, организуйте его взаимодействие с педагогом-психологом. Он поможет скорректировать связанные с речью психические процессы, решить проблемы детей в эмоциональной и коммуникативной сферах.

 

Логопед и психолог могут совместно планировать коррекционную работу, распределять задачи занятий с детьми.

Пример распределения задач между логопедом и психологом

Задачи логопеда:

  • обследовать детей и выявлять нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  • проводить систематическую коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с индивидуальными программами;
  • оценивать результаты занятий и определять степень речевой готовности воспитанников к школьному обучению, учеников – к освоению ООП;
  • принимать участие во взаимодействии педагогов и родителей, консультировать их по вопросам речевой работы с детьми.

Задачи психолога:

  • создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи;
  • совершенствовать мелкую моторику, развивать зрительно-моторную координацию, навыки самоконтроля, волевые качества;
  • активизировать отработанную лексику;
  • снимать тревожность у детей при негативном настрое на логопедические занятия;
  • повышать психологическую культуру родителей и педагогов.

 

© Материал из Справочной системы «Образование»

 

Добавить комментарий