Минпросвещения выпустило новые рекомендации для школ – как разработать, согласовать и утвердить программу развития. Детские сады могут также на них ориентироваться.
При подготовке следует придерживаться строгого алгоритма и ежегодно корректировать программу, чтобы она соответствовала обновленному законодательству. Предлагаем подробную инструкцию по рекомендациям министерства и перечень новых мероприятий на 2025 год.
В июне 2024 года Минпросвещения направило письмо с методическими рекомендациями по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций. В документе отразили опыт регионов по итогам участия в проекте «Школа Минпросвещения России». Детские сады вправе использовать рекомендации в качестве ориентира.
Ведомство пояснило:
- как разработать программу развития;
- что включить в структуру программы;
- на что опираться при разработке — например, на результаты самодиагностики в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России»;
- чем могут помочь учредители;
- какие действия региональных властей будут полезны.
Минпросвещения уточнило, что выпустило рекомендации в качестве организационно-методического содействия. Органы надзора не вправе проверять их соблюдение. При этом школы должны учитывать региональную, местную и свою специфику — в процедуре и самой программе развития.
В приложении привели структуру программы. Школа и учредитель вправе ее корректировать, если это необходимо, чтобы учесть специфику.
Рекомендации – первый документ федерального уровня, который поясняет, как школам лучше формировать программу развития. Ранее такого документа не было. Организации опирались только на региональные и муниципальные акты. Исключение – школы, которые реализуют АООП для детей с ОВЗ и участвуют в проекте «Современная школа» нацпроекта «Образование». Для них Минпросвещения направляло рекомендации с примерным содержанием и структурой программы (письмо Минпросвещения от 07.06.2019 № 07-3760).
По какому алгоритму разрабатывать программу развития
Новые методрекомендации содержат алгоритм работы над программой развития школы (разд. III Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877). Детским садам рекомендуем придерживаться сходного алгоритма, так как он универсален и позволяет сформировать стратегический документ, который удобно использовать.
Рекомендуемый алгоритм включает шесть этапов. Попробуйте самостоятельно определить их последовательность – с опорой на ваш управленческий опыт. Для этого соотнесите в тренажере номер этапа и его суть: нажмите сначала на ячейку с номером, затем – с описанием этапа. Если распределили верно, то все подсветится зеленым цветом. Если ошиблись – можно попробовать еще раз.
Сначала образовательная организация должна сформировать команду, которая будет составлять программу развития и мониторить ее реализацию. Эта команда проводит самодиагностику, обобщает и анализирует результаты. Затем готовит проект программы развития.
Предварительный документ лучше направить на общественно-профессиональное обсуждение. Например, это может быть заседание управляющего совета или отдельно – совета родителей, обучающихся. Доработанную программу надо согласовать с учредителем и утвердить, опубликовать на сайте школы и детского сада, при необходимости в иных информационных ресурсах. В рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» утвержденную программу размещают в цифровом конструкторе программ развития общеобразовательных организаций.
Далее рассмотрим подробно каждый шаг алгоритма.
Как сформировать команду по подготовке программы развития
Минпросвещения рекомендовало привлекать к разработке программы развития широкую общественность. В методрекомендациях упоминается «актив школьной команды» (п. 14 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877). Для удобства назовем его рабочей группой – это универсальный термин для школы и детского сада.
Состав рабочей группы формируйте исходя из квалификации и компетенций работников. Отбирайте тех, кто готов осваивать новые навыки, в том числе в процессе работы. Важно привлечь к участию в подготовке программы развития представителей всех структурных подразделений, а также видов и уровней реализуемых образовательных программ.
Дополнительно привлекайте родительскую общественность, обучающихся, представителей сетевых партнеров, учредителя. Можно оформить взаимодействие по-разному. Например, ввести их в состав рабочей группы или отдельно организовать общественно-профессиональное обсуждение результатов самодиагностики и проекта программы (п. 14, 16 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Получается, что в школе можно включить в состав рабочей группы заместителей директора, секретаря, руководителей структурных подразделений и методических объединений. В детском саду – заместителей заведующего, старшего воспитателя, педагогов дополнительного образования, методиста, руководителей структурных подразделений, делопроизводителя. При необходимости и желании кандидатов добавьте в рабочую группу представителей коллегиальных органов образовательной организации - управляющего и попечительского советов, совета родителей, обучающихся.
Руководитель образовательной организации также может входить в рабочую группу. Минпросвещения рекомендовало ему руководить работой всей команды и непосредственно участвовать в деятельности актива (п. 14 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Оформите создание рабочей группы приказом.
Министерство подчеркнуло, что факт создания рабочей группы не означает отстранение других работников от подготовки проекта программы. Важно привлекать к работе каждого члена коллектива - в разном виде и объеме (п. 14 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Организуйте подготовку программы в проектной форме - распределите среди актива полномочия и роли. Можно формировать дополнительные ситуативные проектные группы. В их состав включают членов рабочей группы и других представителей коллектива. При этом решения по каждому вопросу должны приниматься с участием управляющих кадров и педагогов. Так вы учтете большее количество факторов и организуете взаимную оперативную проверку (п. 15 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Удобно закрепить за каждым блоком или направлением программы минимум одного члена рабочей группы. В программу развития должны войти все сферы деятельности школы или детского сада – реализация основных и дополнительных образовательных программ, охрана здоровья обучающихся, платные образовательные услуги, работа с родителями, организациями-партнерами и другие.
Чтобы достичь максимально широкого охвата участников, рекомендуем стимулировать их. Например, стимулом для работников будет дополнительная оплата, для родителя – возможность участвовать в жизни своего ребенка, создавать условия для его обучения, для партнера – будущие кадры, готовые к быстрому освоению профессиональных навыков и т. д.
Проверьте, правильно ли разработчики понимают цель и назначение программы развития. Предложите им ответить на вопросы из карточек.
Раздайте членам рабочей группы памятку по новым методрекомендациям Минпросвещения. Так они не допустят ошибок при подготовке программы.
Как провести самодиагностику для программы развития
Самодиагностика нужна, чтобы обеспечить актуальность программы развития – ее нацеленность на решение ключевых задач, стоящих перед школой и детским садом (п. 9 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Определите самостоятельно, как удобнее провести самодиагностику. Например, школы могут использовать сервис на платформе проекта «Школа Минпросвещения России». Там доступна диагностика по магистральным направлениям «Знание», «Здоровье», «Творчество», «Воспитание», «Профориентация» и ключевым условиям «Учитель. Школьная команда», «Образовательная среда», «Школьный климат». Министерство подчеркивает, что не стоит ограничиваться ресурсами проекта, поскольку в нем невозможно заложить исчерпывающий перечень целевых индикаторов. У каждой организации есть своя специфика, которая определяется в том числе региональными и муниципальными особенностями. Ее также надо отразить в программе развития (п. 22 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Другой вариант диагностики – SWOT-анализ. Он позволит определить сильные и слабые стороны организации, перспективы ее развития. Удобно представить результаты анализа в виде таблицы.
Пример
Как оформить SWOT-анализ школы1
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала |
Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов |
||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Риски |
Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей (70 % учителей имеют высшую и первую категории) |
Слабая материально-техническая база |
Есть предложения по сетевому взаимодействию |
Расширяется конкурентная среда |
Учебный план имеет разнообразную вариативную часть |
Не хватает учащихся для набора в профильные классы |
Есть спрос на профильное и предпрофильное образование |
Период демографического спада в регионе |
Пример
Как оформить SWOT-анализ детского сада
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала |
Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов |
||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Риски |
Высококвалифицированный персонал |
Отсутствие узких специалистов – логопеда, дефектолога |
Высокая рождаемость |
Увеличение количества детей, плохо говорящих на русском языке |
Наличие современной мебели и игровых зон |
Нет отдельного помещения для занятия физкультурой |
Привлечение новых специалистов – логопеда, дефектолога |
Расширение конкурентной среды, в т. ч. среди частных дошкольных организаций |
Результаты самодиагностики станут частью программы развития – их надо проанализировать и интерпретировать. Минпросвещения предлагает пример оформления – таблицы, похожие на SWOT-анализ. Меняйте содержание таблиц с учетом особенностей школы и детского сада. Ориентируйтесь также на региональное и муниципальное законодательство. Часто в регионах складываются свои подходы к разработке и оформлению программ развития подведомственных организаций – применяйте их.
Как подготовить проект программы развития
Поручите рабочей группе подготовить проект программы. Пример есть в приложении к методрекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877. Он содержит структуру программы и шаблоны оформления таблиц.
Если учредитель установил требования к оформлению программы, учитывайте их. Также вы вправе корректировать примерную структуру в зависимости от специфики и задач своей образовательной организации (п. 2 письма Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Министерство рекомендует включить в программу десять элементов: титульный лист, паспорт программы, информационную справку, проблемно-ориентированный анализ текущего состояния, основные направления развития организации, ожидаемые результаты и механизмы реализации, критерии и показатели оценки реализации программы, дорожную карту и механизмы контроля.
Титульный лист
На титульном листе укажите полное название школы или детского сада по уставу и период реализации программы развития.
Дополните лист отметками о согласовании учредителем и утверждении программы в соответствии с уставом. Например, ее может утвердить руководитель или коллегиальный орган управления – например, управляющий совет.
Можно предусмотреть отметку о согласовании программы коллегиальными органами управления школы или детского сада, если такое полномочие входит в компетенцию органов по уставу.
При оформлении титульного листа ориентируйтесь также на правила ГОСТ Р 7.0.97–2016, требования регионального и муниципального законодательства.
Порядок расположения грифов «Согласовано» уточните у учредителя.
Он может установить, что сначала согласует учредитель, а потом указывают, что согласовал коллегиальный орган образовательной организации
При оформлении титульного листа опирайтесь на региональные и муниципальные правовые акты, так как единой федеральной формы нет
Город и год можно не указывать, если об этом не распорядился учредитель или региональный орган
Паспорт программы
В паспорт впишите полное наименование организации и документы-основания для разработки программы. Укажите ее цель, комплексные задачи и планируемые результаты реализации.
Добавьте сведения о разработчиках, период и этапы реализации программы, порядок финансирования – например, средства субсидии на муниципальное задание, целевые субсидии, средства физических и юридических лиц.
Также следует указать, как будете контролировать реализацию программы. Паспорт лучше оформить в виде таблицы.
Пример оформления паспорта программы развития
Перечислите нормативные акты, которые считаете важными при разработке программы развития
Цели программы должны быть конкретными, реальными и измеримыми
Комплексные задачи детализируют цели. Не расписывайте их слишком подробно, иначе они превратятся в перечень мероприятий
Информационная справка об организации
Минпросвещения конкретизировало, что указать в информационной справке (п. 10.3 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877). Потребуется раскрыть семь характеристик организации. Подробнее – в таблице.
Что указать информационной справке
Характеристика |
Содержание |
Основные сведения о школе и детском саде |
Полное и сокращенное наименования. Дата основания. Информация об учредителе. Сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности. Информация о месте нахождения и местах осуществления образовательной деятельности. Контакты, в том числе адрес официального сайта и др. |
Сведения об обучающихся |
Количество обучающихся по уровням образования. Наличие и количество детей с ОВЗ, детей-инвалидов, др. |
Краткая характеристика организационно-педагогических условий |
Структура организации. Сведения о реализуемых образовательных программах, в том числе адаптированных, включая дополнительное образование. Применяемые педагогические технологии, материально-технические условия, основные компоненты информационно-образовательной среды, др. |
Сведения о режиме деятельности |
Количество учебных смен. Количество учебных дней в неделю. Особенности календарного учебного графика, др. |
Сведения о работниках |
Общее количество работников. Количество педагогов - учителей, воспитателей, других специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, педагогов-библиотекарей и т. д. Количество работников, имеющих ученую степень или звание, ведомственные, государственные награды. Количество победителей (призеров, лауреатов) профессиональных конкурсов. Доля работников с высшим образованием. Информация об аттестации в целях установления квалификационной категории - в долях от общего количества педагогов по каждой категории. Иные особенности коллектива |
Краткая характеристика окружающего социума, наличие социальных партнеров |
Наименования организаций-партнеров, общественных объединений. Направления взаимодействия с ними, др. |
Краткое описание достижений организации |
Достижения за последние три года и за период действия предыдущей программы развития. Достижения за иной период, демонстрирующий наиболее актуальное и объективное видение |
Предложите разработчикам взять сведения из отчета о самообследовании, публичного доклада – если готовите его, документов ВСОКО, предыдущей программы развития. Это позволит сэкономить время, ресурсы и не собирать аналогичные сведения повторно.
Пример оформления информационной справки об организации
Для удобства восприятия можете не вставлять весь текст в таблицу из рекомендаций Минпросвещения. Оформите его обычно, поделите на логичные абзацы
Вставляйте таблицы, если это необходимо, чтобы систематизировать текст, сравнить числа
Проблемно-ориентированный анализ текущего состояния организации
В разделе изложите результаты самодиагностики. Можно воспользоваться сведениями из цифрового конструктора программ развития платформы «Школа Минпросвещения России». Однако дополнительно придется проанализировать эти данные, обобщить и индивидуализировать под свою организацию.
Минпросвещения рекомендует указать в разделе:
- дефициты образовательной организации и возможные причины их возникновения, внутренние и внешние факторы влияния на развитие организации;
- анализ текущего состояния и перспектив развития с планируемыми результатами;
- результаты проблемно-ориентированного анализа – сводная таблица с выводами по предыдущим показателям.
Можно использовать образцы таблиц из приложения к Методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877. Другой вариант – доработать их с учетом практики, сложившейся в вашей организации или регионе.
Пример оформления проблемно-ориентированного анализа состояния организации
Можете представить анализ состояния по направлениям самодиагностики из проекта «Школа Минпросвещения России» или указать собственные направления развития организации
Систематизируйте сразу выявленные дефициты и укажите решения по их устранению. Это сэкономит время на составление программы развития
Основные направления развития организации
Минпросвещения предлагает сформировать раздел из двух частей. В первой указать возможные действия, направленные на совершенствование деятельности по каждому магистральному направлению и ключевому условию. Во второй – управленческие решения по устранению причин возникновения дефицитов, которые выявили в предыдущем разделе (п. 10.5 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Используйте формы таблиц из письма Минпросвещения или модернизируйте их. Ведомство взяло за основу шаблоны из проекта «Школа Минпросвещения России». Однако их можно доработать, чтобы не дублировать информацию. Например, укажите в единой таблице действия по совершенствованию деятельности и устранению дефицитов.
Пример оформления основных направлений развития
В качестве подпроекта могут быть комплексные задачи, которые вы указали в паспорте программы
Перечислите все задачи, которые вы планируете решить в период реализации программы. В большинстве случаев они следуют из дефицитов, которые выявили при самодиагностике
Ожидаемые результаты
Опишите результаты, которые планируете получить по итогам реализации программы. Они должны быть конкретными и измеримыми, соответствовать поставленным целям и задачам (п. 10.6 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Можно указать ожидаемые результаты более обобщенно, а в разделе с критериями и показателями оценки привести конкретные количественные индикаторы, по которым определите, достигли желаемых результатов или нет.
Пример оформления ожидаемых результатов
Перепишите результаты из паспорта программы развития или изложите их более подробно
Механизмы реализации программы
В следующем разделе опишите ресурсы, требуемые для реализации программы развития, – материально-технические, финансовые, кадровые и при необходимости другие (п. 10.7 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Минпросвещения рекомендует оформить раздел в виде таблице с графами:
- наименование ресурсов;
- наличие их по факту с описанием количества и характеристик;
- требуемые ресурсы;
- источники получения или приобретения.
Пример оформления механизмов реализации программы
Сначала опишите общие механизмы, которые собираетесь использовать для реализации программы
Затем в таблице опишите, какие ресурсы уже есть, а какие потребуются, чтобы выполнить все запланированные мероприятия
Критерии и показатели оценки реализации программы
Сформируйте критерии, по которым будете оценивать успешность реализации программы и достигнутый результат. Например, можно соотнести их с задачами. Сами критерии изложите как качественную или количественную характеристику результата (п. 10.8 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877). Они обеспечат контролируемость программы, выступят в роли индикативных показателей развития школы и детского сада.
Чем конкретнее описать показатель оценки, тем полезнее он будет. Фактические значения этих показателей можно использовать в отчете о самообследовании, публичном докладе, на аттестации руководителя или просто похвалиться ими в госпаблике.
Пример оформления критериев и показателей оценки
Изложите информацию в таблице из письма Минпросвещения – так удобно ее воспринимать
Укажите показатель и его количественную характеристику по каждой задаче, которую определили в основных направлениях развития
«Дорожная карта» реализации программы
Оформите «дорожную карту» реализации программы развития в форме таблицы из приложения к Методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877. По сути это перечень основных мероприятий, сроков их исполнения, планируемых результатов и ресурсов, которые необходимы, чтобы реализовать программу развития.
В рамках каждого мероприятия можно выделить подпроект или задачу. Это позволит сделать контроль исполнения более детальным. Определите ответственного за весь подпроект и отдельно - за каждое мероприятие по реализации подпроекта.
Пример оформления «дорожной карты»
Дорожная карта станет рабочим документом. По ней удобно отслеживать сроки исполнения всех запланированных мероприятий программы
Фактическую дату удобно ставить по итогам выполнения мероприятия, чтобы оценить эффективность выполнения программы и результативность работы команды
Механизмы контроля
В последнем разделе опишите механизмы управленческого, общественного и иного контроля за ходом реализации программы развития. Можно выделить тематический, целевой контроль. Например, периодическое обсуждение итогов на заседании педсовета, управляющего совета, в том числе с участием представителей учащихся, родителей, сетевых партнеров, учредителя (п. 10.10 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Минпросвещения не приводит примеров оформления этого раздела, поэтому можно перенести его из предыдущей программы развития или составить по собственному усмотрению.
Пример оформления механизмов контроля
Минпросвещения рекомендует предусмотреть минимум два вида контроля – управленческий и общественный
Можете не дублировать информацию из других документов, а сделать на них отсылку
Какие новые мероприятия включить в программу развития на 2025 год
Внесите в программу на 2025 год мероприятия, которые обеспечат развитие школы и детского сада с учетом тенденций в сфере образования. Например, создать условия для детей с ОВЗ, подготовить базу для электронного и дистанционного обучения по новым правилам, скорректировать работу с детьми-мигрантами. У школ есть дополнительные задачи – внедрить изменения ФОП и использовать показатели Индекса качества образования.
Общие мероприятия для школы и детского сада
Создайте условия для детей с ОВЗ
С марта 2025 года Закон об образовании устанавливает обязанность школ и детских садов создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с рекомендациями ПМПК, а для инвалидов также с ИПРА (п. 4 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). По сути такая обязанность существовала и раньше, но следовала из других норм Закона. Теперь конкретная формулировка об условиях для детей с ОВЗ и инвалидов есть в статье, где изложена компетенция образовательной организации. Появились также другие новшества в этой сфере.
Формулировку «различные формы умственной отсталости» заменили на «нарушение интеллекта» (Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ). Полагаем, что в локальных актах ее также лучше поменять. В АООП можно писать так, как указано в ФАООП – в них пока изменения не вносили.
Скорректировали обязанности педагога. Теперь помимо специальных условий для детей с ОВЗ надо соблюдать условия для инвалидов в части реализации АООП, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, а также взаимодействовать с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (п. 6 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
К специальным условиям для детей с ОВЗ и инвалидностью добавили:
- средства обучения и воспитания, учитывающие особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
- предоставление переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Эти меры входят в расходные обязательства региона, как и остальные, перечисленные ранее в Законе. Более того, в нормативах финансирования стали отдельно учитывать условия для инвалидов – наряду с условиями для детей с ОВЗ (Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ).
В РГИС доступности дошкольного образования теперь будут вносить сведения о создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с рекомендациями ПМПК. Ранее указывали информацию только об условиях в соответствии с ИПРА.
Введенные изменения показывают, насколько масштабная политика развернулась в отношении обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Проверьте, все ли условия созданы в вашей организации. Если нет, запросите финансирование у учредителя и запланируйте в программе развития модернизацию образовательной среды в соответствии с контингентом школы и детского сада.
Пример
Фрагмент программы развития детского сада и школы
Описание ресурсов, требуемых для реализации программы развития, и источников их пополнения
Наименование блока |
Наименование ресурсов |
Наличие (по факту): количество и характеристики |
Требуемые ресурсы |
Источники получения |
|
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
|
2. Материально-техническое обеспечение |
Условия для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью |
Предупреждающие знаки перед вращающейся дверью, турникетом, скользкими полами. |
Пандусы у входа в здание. |
Финансирование от учредителя |
|
3. Кадровые ресурсы |
Специалисты для сопровождения детей иностранцев и детей с ОВЗ |
Педагог-психолог |
Учитель-логопед. |
Финансирование от учредителя |
|
|
|||||
Организуйте электронное и дистанционное обучение по-новому
Новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий действуют с сентября 2024 года. Однако основные мероприятия надо успеть провести до 1 мая 2025 года (письмо Минпросвещения от 27.02.2024 № АН-332/04).
Главных мероприятий три:
- определить, какие программы реализуете с помощью электронного обучения и дистанционных технологий;
- создать условия для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в электронной форме;
- принять локальный акт об электронном и дистанционном обучении и разместить его на сайте.
Можно оперативно вводить элементы дистанционного обучения, если по каким-то причинам дети не могут посещать образовательную организацию. Например, заболели или возникли другие препятствия.
Учтите, что любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования. Поскольку новые ФГОС школы и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента, то Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО. Получается, что все школы, используя ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение. Это же касается и детских садов, если они пользуются ресурсами ФГИС «Моя школа».
Реализацию запланированных мероприятий отразите в программе развития.
Пример
Фрагмент программы развития детского сада и школы
Основные направления развития организации
Магистральное направление «Знание». Подпроект «Электронное и дистанционное обучение»
Задачи |
Планируемые результаты |
Сроки реализации |
Перечень мероприятий |
Ресурсное обеспечение |
Руководитель проектной группы |
Целевые индикаторы результативности |
Система оценки результатов и контроля реализации |
|
Урегулировать электронное и дистанционное обучение |
Принятие ЛНА об электронном и дистанционном обучении |
Март — апрель 2025 |
1. Решить, какие программы реализовывать с использованием электронного и дистанционного обучения. |
МЗ |
Заместитель руководителя |
Условия обучения соответствуют НПА. |
Мониторинг |
|
|
||||||||
Скорректируйте работу с детьми-иностранцами
Минпросвещения продолжает уделять особое внимание обучению детей-иностранцев, плохо владеющих русским языком. Ведомство выпустило рекомендации, которые помогают определять подходы к установлению соотношения иностранных граждан и граждан РФ при совместном обучении. В документе есть программа психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации. На основе рекомендаций школа и детский сад вправе самостоятельно определить, как комплектовать классы и группы с детьми, плохо знающими русский язык, и выстраивать их траекторию обучения.
Ранее был принят Комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению, на период до 2025 года. В Порядке образования закрепили право вводить в школьный учебный план курсы русского языка для детей, которые плохо им владеют, и проводить диагностику (приказ Минпросвещения от 03.08.2023 № 581).
Обсудите с коллегами, какие меры надо принять вашей организации, и включите их в программу развития. Например, можно запланировать диагностические процедуры, ввести курс по обучению русскому языку, нанять дополнительных специалистов, в том числе профильных – психолога, логопеда, запросить у учредителя финансирование на обновление условий обучения и т. д.
Пример
Фрагмент программы развития детского сада и школы
Основные направления развития организации
Магистральное направление «Воспитание». Подпроект «Адаптация детей-иностранцев»
Задачи |
Планируемые результаты |
Сроки реализации |
Перечень мероприятий |
Ресурсное обеспечение |
Руководитель проектной группы |
Целевые индикаторы результативности |
Система оценки результатов и контроля реализации |
Создать условия для адаптации детей, плохо владеющих русским языком и русской культурой |
Дети-иностранцы быстро адаптируются в детском коллективе и показывают высокие результаты освоения программы |
2025 — 2026 |
1. Провести диагностику детей-иностранцев. |
МЗ |
Заместитель руководителя |
Дети-иностранцы успешно проходят диагностические работы разных уровней. |
По плану ВСОКО |
|
Ещё по теме
Используйте ранние рекомендации Минпросвещения по работе с детьми-иностранцами
- письмо Минпросвещения от 12.05.2023 № АБ-2071/07
- письмо Минпросвещения от 12.09.2022 № 07-6179
- письмо Минпросвещения от 06.05.2022 № ДГ-1050/07
- письмо Минпросвещения от 16.08.2021 № НН-202/07
Мероприятия для школы
Измените ООП по обновленным ФОП
С 2025/2026 учебного года начнется второй этап обновления ФОП ООО и СОО. Они будут актуальны только для тех учеников, которых приняли на обучение по ООП ООО и СОО с нового учебного года (п. 2 приказ Минпросвещения от 19.03.2024 № 171).
В ФОП ООО заменили рабочую программу по истории. В 5–8-х классах будет по три урока истории в неделю, а в 9-х – два. Убрали модуль «Введение в новейшую историю России» и добавили изучение истории нашего края. Удалили рабочую программу по ОДНКНР.
Заменили рабочую программу по обществознанию. Теперь предмет будет изучаться только в 9-м классе, а не с 6-го по 9-й, как было в прошлой редакции ФРП. Количество часов осталось прежним – по часу в неделю при 34 учебных неделях.
Скорректировали федеральные учебные планы – удалили ОДНКНР и перераспределили часы между историей и обществознанием. Убрали упоминание о модуле «Введение в новейшую историю России».
В ФОП СОО обновили рабочую программу по истории базового уровня. Скорректировали изучаемые темы, убрали предметные результаты освоения базовых учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
Заменили рабочую программу по обществознанию базового уровня – сократили количество часов. Теперь их стало 119 вместо 136. В 10-м классе будет по два урока в неделю, в 11-м – 1,5 часа в неделю при 34 учебных неделях. Также скорректировали изучаемые темы, в том числе убрали те, которые перенесли на уровень ООО.
Запланируйте в программе развития обновление ООП ООО и СОО к следующему учебному году. Скорее всего, ФОП будут дополнительно корректироваться – проекты уже проходят общественное обсуждение.
Пример
Фрагмент программы развития школы
«Дорожная карта» реализации программы развития
Мероприятия |
Срок реализации |
Планируемый результат |
Исполнитель |
Ответственный |
||
Плановый |
Фактический |
Показатель |
Наименование |
|||
Подпроект/ задача: изменение ООП по обновленным ФОП ООО и СОО |
||||||
Подготовить проекты новых рабочих программ по истории и обществознанию |
Август 2025 |
4 |
Рабочие программы |
Рабочая группа |
Заместитель директора |
|
Подготовить проекты новых учебных планов |
Август 2025 |
2 |
Учебные планы |
Рабочая группа |
Заместитель директора |
|
Обсудить проекты ООП ООО и СОО на педсовете |
До 25.08.2025 |
1 |
Протокол заседания |
Педсовет |
Заместитель директора |
|
Утвердить обновленные ООП ООО и СОО |
До 30.08.2025 |
2 |
ООП |
Директор |
Заместитель директора |
|
Используйте Индекс качества во ВСОКО
С 2024 года применяют новую Методологию оценки качества общего образования, в рамках которой формируют Индекс качества по стране и каждому региону. Используйте общероссийские показатели во ВСОКО, чтобы школа стабильно набирала высокие баллы при мониторинге.
Минпросвещения выделило три направления оценки и предусмотрело в каждом по три критерия:
- образовательные результаты — итоги обучения, профессионального самоопределения и воспитания;
- кадровый потенциал — компетентность и квалификация учителей, обеспеченность педагогами;
- образовательная среда — электронная информационно-образовательная среда, материально-техническое обеспечение, психологический климат.
Запланируйте в программе развития модернизацию ВСОКО школы. Предусмотрите период апробации, в течении которого наблюдайте, позволяет ли новая модель ВСОКО достичь намеченных целей. При необходимости можно вводить дополнительные инструменты контроля или убирать излишние.
Пример
Фрагмент программы развития школы
Проблемно-ориентированный анализ текущего состояния организации. Результаты самодиагностики, установление уровня достижения результатов.
1. Магистральное направление «Знание»
Дефициты |
Управленческие решения |
ВСОКО школы не отвечает критериям, по которым формируют Индекс качества общего образования |
1. Утвердить план-график модернизации ВСОКО школы. |
На какой срок разрабатывать программу развития
Программу развития разрабатывают на среднесрочный период – от трех до шести лет, или долгосрочный – более шести лет. Дополнительно ориентируйтесь на требования регионального и местного законодательства.
Одновременно в программе могут быть заложены долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные задачи и мероприятия – независимо от срока реализации самой программы (п. 8 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877). Школа и детский сад самостоятельно распределяют задачи по срокам – это зависит от специфики организации, местных и региональных условий.
Предлагаем потренироваться в распределении. Сначала нажмите на прямоугольник со сроком, затем – с подходящем перечнем задач. Если сопоставите верно, то все подсветится зеленым цветом. Если ошиблись – можно попробовать еще раз.
Когда срок действия программы развития истечет, утвердите новую - на следующий период. До этого стоит регулярно корректировать программу, чтобы она соответствовала изменениям в законодательстве и актуальным целям. Делайте это минимум раз в год. Если произошла реорганизация, также внесите изменения в программу. Она должна отражать новые реалии и задачи для всех новых или добавленных организаций (п. 8 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Как согласовать проект программы развития
Изучите устав образовательной организации – закрепляет ли он за коллегиальным органом полномочие согласовывать программу развития. Если да, рассмотрите проект на заседании и получите согласие. Таким полномочием может обладать, например, управляющий совет.
Согласуйте готовый проект программы развития с учредителем (п. 7 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Направьте ему окончательный вариант и получите письменное подтверждение согласования. Это может быть подписанный гриф «Согласовано» или письмо.
Учредитель вправе издать нормативный правовой акт, который регулирует порядок согласования. В таком случае согласуйте программу в установленном порядке.
Пример
Муниципальное регулирование согласования программы развития с учредителем
В Перми администрация утвердила порядок согласования программ развития муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования (приказ начальника департамента образования Администрации г. Перми от 09.03.2021 № 059-08-01-09-248).
Программу согласовывают в четыре этапа. Подробности – в таблице.
Этапы согласования программы развития с учредителем
Этап |
Какой документ согласовывают |
Кто рассматривает |
В какой срок |
1 |
Паспорт программы развития |
Согласовывает Управление стратегического планирования департамента образования администрации |
10 дней |
2 |
Проект программы развития |
Согласовывает коллегиальный орган управления образовательной организации |
— |
3 |
Проводит экспертизу МАОУ ДПО «Центр развития системы образования» |
10 дней |
|
4 |
Паспорт и проект программы развития |
Согласовывает департамент образования администрации |
В Рузаевском муниципальном районе готовый проект программы развития передают на экспертизу в Управление образования администрации минимум за два месяца до даты, когда планируют ввести программу в действие. Документ можно направить в печатном и электронном виде.
Экспертная группа Управления анализирует программу в течение 30 календарных дней по восьми критериям:
- актуальность – нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательной организации;
- прогностичность – ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и учет изменений социальной ситуации;
- эффективность – нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов;
- полнота и целостность программы – наличие системного образа учреждения, образовательного процесса, отображение в комплексе всех направлений развития;
- реалистичность – соответствие возможностям требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов, в том числе возникающих в процессе выполнения программы;
- контролируемость – наличие максимально возможного набора индикаторов;
- социальная открытость – наличие механизмов информирования участников образовательного процесса и социальных партнеров;
- культура оформления программы – единство содержания и внешней формы программы, использование современных технических средств.
По итогам выдают заключение. Если необходимо, то в нем указывают рекомендации, что изменить в структуре и содержании программы развития (п. 7, 9 Порядка, утв. постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 06.04.2021 № 212).
Минпросвещения указывает, что в регионах могут проводить публичную защиту проектов программ развития подведомственных образовательных организаций и отчетов об их реализации. Еще вариант – включить подобную защиту в аттестацию руководителей образовательных организаций и кандидатов на должности руководителей (п. 20 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Пример
Защита программы развития в Республике Адыгея
В Республике Адыгея в рамках аттестации действующий руководитель должен представить аттестационной комиссии программу развития школы или детского сада, которую реализуют под его руководством. Для этого выделяют 10 минут (п. 47 Порядка, утв. приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 25.09.2020 № 1446).
Дополнительно оценивают содержание программы развития по пяти показателям:
- достижение целей программы;
- качество и динамика ресурсного обеспечения реализации программы, используемый способ управления ресурсами, его изменение за межаттестационный период;
- динамика и качество результатов реализации проектов программы развития, способ управления постоянным улучшением качества результатов;
- наличие позитивных, негативных социальных эффектов реализации проектов программы;
- обоснованность перспективных задач развития организации, меры и способы привлечения коллектива к их определению.
Как утвердить и опубликовать программу развития
Программу развития утверждают после того, как учредитель ее согласовал. Сделать это можно двумя способами – поставить гриф утверждения на самой программе или издать приказ об утверждении. Предлагаем образец приказа.
Разместите документ на сайте и информационном стенде. Закон не устанавливает такого требования, но Минпросвещения рекомендует доводить программу до сведения общественности, в том числе публиковать на сайте и в иных информационных ресурсах (п. 13 Методических рекомендаций, направл. письмом Минпросвещения от 17.06.2024 № 03-877).
Если программа будет в свободном доступе, все желающие смогут узнать приоритетные цели и направления развития образовательной организации. Это поможет родителям выбрать школу или детский сад, а партнерам – стратегию взаимодействия с организацией.
Внимание
Руководитель несет ответственность за реализацию программы развития
Требование установлено в части 8 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Новый профстандарт руководителя образовательной организации закрепляет трудовые действия директора и заведующего:
- руководить разработкой программы развития совместно с коллегиальными органами управления;
- организовывать оценку ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития;
- планировать образовательную, организационно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельности в соответствии с уставом и программой развития;
- управлять реализацией программы развития, координировать деятельность участников образовательных отношений;
- контролировать и оценивать результативность и эффективность реализации программы развития.
Как внести изменения в программу развития
Если срок действия программы развития еще не истек, но ее нужно доработать, внесите изменения. Рекомендуем делать это в том же порядке, в котором утверждали.
Издайте приказ и утвердите изменения в виде отдельного документа или примите новую программу.
Утвердите изменения отдельным документом
Если изменения затрагивают небольшую часть программы развития, утвердите их отдельным документом. Ответственный, например заместитель руководителя, должен подготовить проект.
Внесите проект в повестку заседания органа управления, с которым на основании локального акта или устава нужно согласовать изменения. Учтите или отклоните его замечания по программе. Если не хотите учитывать замечания, поясните причины на очередном заседании коллегиального органа.
Учредитель может установить, что изменения программы развития подведомственного учреждения принимают только с его согласия. В таком случае направьте ему проект изменений и получите заключение. Учтите внесенные правки или объясните, с чем не согласны. Главное, чтобы учредитель согласовал конечный вариант проекта.
Издайте приказ и утвердите изменения. Перечислите их в приказе или отдельном документе – приложении. Принять изменения можно и другим способом – поставить на документе гриф утверждения.
Утвердите новую программу развития
Если меняете большой объем текста, утвердите программу развития в новой редакции или на новый период – это зависит от регионального законодательства.
Ситуация
Обязательно ли разрабатывать программу развития школы и детского сада
Однозначного ответа в законодательстве нет, поэтому лучше уточнить у учредителя.
В пункте 7 части 3 статьи 28 Закона об образовании указано, что к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития организации. С одной стороны, в понятие «компетенция» входят права и обязанности, значит, можно трактовать это как обязанность. С другой стороны, непонятно, только ли к утверждению относится фраза «по согласованию с учредителем» или ко всему сочетанию – «разработка и утверждение».
При этом дальше указано, что пункт не распространяется на организации высшего образования. Это объясняется тем, что в вузах программу развития утверждает учредитель, а не просто согласовывает (ч. 4.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Новый профстандарт руководителя образовательной организации закрепляет трудовые действия директора и заведующего:
- руководить разработкой программы развития совместно с коллегиальными органами управления;
- организовывать оценку ресурсов и возможных источников их привлечения, ограничений и рисков реализации программы развития;
- планировать образовательную, организационно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельности в соответствии с уставом и программой развития;
- управлять реализацией программы развития, координировать деятельность участников образовательных отношений;
- контролировать и оценивать результативность и эффективность реализации программы развития.
Однако трудовые действия, указанные в профстандарте, могут отличаться от тех, которые учредитель решит включить в трудовой договор с руководителем. Обязательной частью профстандарта являются только квалификационные требования к работнику (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК, постановление Правительства от 27.06.2016 № 584).
В некоторых регионах учредители рассматривают результаты реализации программы развития на аттестации руководителей. Например, в Республике Адыгея действующий руководитель должен не только представить аттестационной комиссии программу развития школы или детского сада, но и защитить ее, изложить результаты и положительные показатели развития (п. 47 Порядка, утв. приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 25.09.2020 № 1446).
Получается, что вопрос об обязательности программы развития лучше согласовать с учредителем, если он не издал специального акта об этом. Школа и детский сад вправе разработать документ по собственному желанию, но порядок согласования с учредителем все равно придется уточнять.
Ситуация
Обязательно ли утверждать положение о разработке программы развития
Утверждать положение о разработке программы развития излишне. Если надо урегулировать организационные моменты, например, определить состав рабочей группы и график подготовки программы, отразите их в приказе. При этом учитывайте требования учредителя к структуре и срокам действия программы.
Ситуация
Как оформить программу развития, если есть структурные подразделения или филиалы
Оформляйте единую программу развития, так как образовательная организация – одно юридическое лицо, даже при наличии структурных подразделений или филиалов.
Мероприятия для филиалов или структурных подразделений можно выделить в отдельную часть или раздел программы развития. Однако утвердить надо единую программу на всю организацию.