Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Минпросвещения направило алгоритм сопровождения обучающихся, чьи родители являются участниками специальной военной операции (СВО), и дополнительные рекомендации. Предлагаем подробную инструкцию, как организовать такое сопровождение – назначить ответственного, провести мониторинг, выстроить благоприятный психологический климат. Возьмите памятки, которые помогут педагогам справиться со сложными реакциями детей.

Как выстроить работу по сопровождению детей

Минпросвещения рекомендует выстраивать работу по психологическому сопровождению в зависимости от статуса ребенка – только зачисленного или уже обучающегося в школе или детском саду. 

 

Министерство рекомендует назначить ответственным за сопровождение педагога-психолога (разд. II алгоритма, направленного письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07). Поручите ему выступать организатором взаимодействия между образовательной организацией и ребенком, родителем. При необходимости психолог может привлекать других специалистов, в том числе в рамках межотраслевого взаимодействия.

 

Воспользуйтесь образцом приказа, чтобы инициировать психологическое сопровождение ребенка. При желании утвердите приказом и общий план мероприятий. Другой вариант – поручите педагогу-психологу разработать планы сопровождения отдельно для каждого ребенка, если необходим индивидуальный подход.

 

Деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению детей участников СВО может включать шесть направлений в соответствии с профстандартом:

  • комплексную психологическую диагностику ребенка – наблюдение, мониторинг актуального психического состояния, углубленную психодиагностику;
  • коррекционно-развивающую работу с детьми, в том числе работу по восстановлению и реабилитации;
  • психологическое консультирование участников образовательных отношений;
  • психологическое просвещение – повышение психологической компетентности родителей, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие;
  • психопрофилактику – сохранение и укрепление психологического здоровья детей в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях, в том числе в части формирования необходимого психологического климата для сохранения или восстановления психологического здоровья;
  • психологическую оценку комфортности и безопасности образовательной среды – консультирование педагогов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуальных психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся, психологическую экспертизу программы развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ обучающимися целевой группы – составление психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов; разработку совместно с педагогом индивидуальных учебных планов с учетом психологических особенностей детей.

Минпросвещения рекомендует предусматривать в индивидуальных учебных планах сроки реализации психологического сопровождения детей с учетом их психологического состояния и индивидуальных потребностей (разд. III алгоритма, направленного письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07).

 

Перед тем как начать реализовывать психолого-педагогическое сопровождение ребенка, возьмите согласие от его родителей (ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 4 Типового порядка, утв. приказом Минпросвещения от 06.11.2024 № 778). С 01.03.2025 используйте рекомендуемый образец согласия или заявления из приказа Минпросвещения от 06.11.2024 № 778. До марта можете использовать его же или свой шаблон.

 

 

Как провести диагностику и мониторинг

Минпросвещения рекомендует постоянно проводить мониторинг психологического состояния детей участников СВО (разд. II алгоритма, направленного письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07). Особенно важно организовать наблюдение за только зачисленными детьми в течение первых двух недель их адаптации в школе или детском саду.

Оценку состояния можно проводить на основе имеющихся сведений и с использованием специального инструментария. В качестве источников сведений могут выступать психологические заключения, справки от психологов, педагогов других профильных специалистов.

 

Если предварительных сведений нет или они требуют уточнения, педагог-психолог использует диагностические методики из реестра, указанного в приложении 3 к распоряжению Минпросвещения от 28.12.2020 № Р-193. Схожий реестр ведется на сайте ФГБОУ ВО МГППУ.

 

По итогу мониторинга педагог-психолог заполняет протокол стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО по форме из приложения к алгоритму, направленному письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07. Этот протокол могут вести также воспитатели детских садов, классные руководители совместно или на основе наблюдений родителей.

Воспользуйтесь готовым образцом.

 

На основе результатов мониторинга психолог выявляет признаки неблагоприятных и деструктивных состояний у обучающихся. Такие дети нуждаются в повышенном психолого-педагогическом внимании (ПППВ).

Минпросвещения приводит примеры оснований для отнесения ребенка к целевой группе ПППВ (разд. II алгоритма, направленного письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07). Подробнее – в таблице.

 

Примерный перечень оснований для отнесения детей участников СВО в группу ПППВ

 

Причины отнесения обучающихся в группу ПППВ

Источники сведений

Сниженные адаптационные способности, проблемы социальной адаптации

Психологические заключения (справки).

Для несовершеннолетнего дополнительно результаты наблюдений педагогов и родителей, например в форме протокола наблюдения

Неудовлетворительное психологическое состояние, в том числе обусловленное пережитым травмирующим событием, гибелью родственников или близких лиц,

или кризисное состояние, возникшее в результате воздействия психотравмирующей ситуации, перенесенных тяжелых заболеваний, физических травм, медицинского вмешательства и др.

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.

Для несовершеннолетнего дополнительно результаты наблюдений педагогов и родителей, например в форме протокола наблюдения

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к девиантному поведению

Психологические заключения (справки).

Для несовершеннолетнего дополнительно информация от педагогов

Склонность к суицидальному поведению

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.

Для несовершеннолетнего дополнительно результаты наблюдений педагогов и родителей, например в форме протокола наблюдения

Нарушения в развитии

Медицинское заключение (справка), заключение ППк, ПМПК

Сниженная самооценка

Информация от педагога-психолога, психолога.

Для несовершеннолетнего дополнительно результаты наблюдений педагогов и родителей, например в форме протокола наблюдения

Проявления депрессивного состояния

Посттравматическое стрессовое расстройство

Психологические заключения (справки), справки (заключения) профильных специалистов.

Для несовершеннолетнего дополнительно результаты наблюдений педагогов и родителей, например в форме протокола наблюдения

 

Проводите регулярную оценку актуального психологического состояния детей участников СВО. Периодичность установите самостоятельно. Это позволит обнаружить признаки стресса обучающихся на ранних стадиях. Стресс может проявляться в разных вариантах:

  • в физиологическом состоянии – через психосоматические проявления;
  • когнитивных процессах – внимании, памяти, мышлении;
  • психическом состоянии – раздражительности, апатии, усталости, чувстве тревоги и т. д.;
  • поведенческих проявлениях – агрессии, снижении активности, вызывающем поведении.

Благодаря выявленным трудностям и психологическим проявлениям переживаний детей педагог-психолог сможет своевременно оказать адресную психологическую помощь и превентивные действия в формате адресных психолого-педагогических программ и технологий – профилактических, просветительских, развивающих, коррекционно-развивающих. Подробнее – в рекомендации «Как составить психолого-педагогическую программу адресной помощи».

Как сформировать благоприятный психологический климат в организации

В психолого-педагогическое сопровождение лучше добавить мероприятия по формированию благоприятного психологического климата, необходимого для сохранения и восстановления психологического здоровья детей участников СВО. Это означает создать условия, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга (разд. IV алгоритма, направленного письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07).

В создании микроклимата участвуют разные специалисты – воспитатели, классные руководители, кураторы групп, педагог-психолог, социальный педагог и другие работники. Они проводят мероприятия, направленные:

  • на формирование позитивного отношения обучающихся к учебному процессу;
  • обучение коммуникативным навыкам и навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях;
  • создание системы психологической поддержки;
  • развитие способности к сопереживанию, уважению и принятию других людей;
  • обучение самопознанию и взаимопониманию.

В качестве примеров мероприятий могут выступать классные часы, реализация программ психологического сопровождения, коррекционно-развивающих программ, профилактических и просветительских программ, общеразвивающих программ дополнительного образования. Любое событие в школе и детском саду можно наполнить воспитательным смыслом с нужным уклоном.

 

Ведомство подготовило перечень ссылок на ресурсы, откуда можно взять вдохновение, идеи и готовые форматы мероприятий, чтобы включить их в рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы (разд. 1 рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 29.03.2024 № АБ-1122/07).


Полезные ресурсы с воспитательными мероприятиями для создания благоприятного климата от Минпросвещения

 

Организатор мероприятия

Чем полезно для школы и детского сада

 

Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых»

Это ресурс системы воспитания, опирающейся на преемственность традиций и практики отечественной педагогической науки. Объединяет сферы образования, молодежной политики, культуры, физкультуры и спорта, общественных организаций и семейного воспитания.

Используйте программы воспитательной работы «Движения первых» или обеспечьте участие детей и педагогов в мероприятиях движения

 

Российское общество «Знание»

Участвуйте в проектах общества. Они направлены на просветительскую работу в регионах, формирование интеллектуального контента, организацию и проведение бесплатных лекций, а также разнообразных мероприятий в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся

 

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь)

Участвуйте в тематических треках Росмолодежи, всероссийском конкурсе «Большая перемена».

Проекты трека «Росмолодежь.Добро» направлены на развитие волонтерской сферы и культуры взаимопомощи, поддержку лучших добровольческих инициатив, построение сильного гражданского общества.

Роспатриотцентр занимается комплексным развитием и сопровождением всех видов деятельности по патриотическому воспитанию и популяризации волонтерства в России, а также организовывает патриотические и добровольческие проекты в рамках реализации федеральных проектов «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Социальная активность», «Молодежь России»

 

ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» (Росдетцентр)

Принимайте участие в ключевых проектах центра:

  • «Навигаторы детства»;
  • «Лига вожатых»;
  • «Орлята России»;
  • «Добро не уходит на каникулы!».

Деятельность учреждения сосредоточена на гармоничном развитии детей и молодежи на базе новой философии воспитания, основанной на фундаментальных духовно-нравственных ценностях российского общества, таких как гражданственность, справедливость, милосердие, семья, труд, Родина

 

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО

Готовьте детей к участию в тестах ГТО. Комплекс вошел в состав федерального проекта «Спорт – норма жизни!», который, в свою очередь, является частью национального проекта «Демография» на период 2019–2030 годов

 

ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»

Направляйте педагогов на обучение по программе повышения квалификации «Совершенствование компетенций педагогических работников по работе со слабо мотивированными обучающимися и преодолению их учебной неуспешности»

 

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»

Предложите педагогам изучить вебинары Федерального центра «Профилактика»

 

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»

Предложите педагогам ознакомиться с видеолекциями по темам:

  • формы и виды девиантного поведения;
  • основные концептуальные подходы к пониманию отклоняющегося поведения учащихся;
  • механизм работы с девиациями
 

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»

Используйте в работе статьи журнала для родителей и педагогов «Семья и школа»

 

Навигатор профилактики девиантного поведения – 2022

Воспользуйтесь методическим инструментом «Навигатор профилактики». Он содержит памятки по признакам различных видов девиантного поведения, которые позволяют определить вид отклоняющегося поведения и применить общий или специализированный алгоритм действий

 

АНО «Россия – страна возможностей»

Используйте ресурсы проектов организации. Это открытая площадка для общения талантливых и неравнодушных людей всех возрастов, обмена опытом между школьниками, студентами, профильными специалистами, предпринимателями, управленцами и волонтерами.

Общая цель проектов – дать равные возможности, чтобы каждый мог проявить себя, реализовать свой талант и профессиональный потенциал, воплотить в жизнь бизнес-идеи или общественные инициативы

 
 

Минпросвещения подчеркивает, что важен не столько формат мероприятия, сколько стиль его проведения – уровень эмоциональной близости и теплоты общения педагогов с детьми (разд. IV алгоритма, направленного письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07). Например, педагоги должны создавать безопасную атмосферу, где дети могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения со стороны одноклассников, одногруппников или учителей, преподавателей. Можно помочь ребенку в выражении эмоций, понимании того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации. Дополнительно организуйте помощь обучающимся со стороны сверстников. Это покажет ребенку, что его чувства ценятся другими людьми.

Напомните коллегам, что они всегда могут обратиться за консультацией и подсказками к педагогу-психологу. Передайте педагогам памятку с советами от Минпросвещения. В памятке – основные моменты, на которые стоит обратить внимание при проведении занятий с детьми участников СВО.

Памятка, что учитывать на мероприятии с детьми участников СВО

Как оказать экстренную психологическую помощь

Если ребенок потерял члена семьи, то школе и детскому саду придется оказать экстренную помощь. Минпросвещения подготовило краткий алгоритм действий в такой ситуации. Он изложен в памятке. Дополнительно воспользуйтесь упражнениями для снятия стресса у ребенка.

 

Педагогам также могут пригодиться инструкции по взаимодействию с детьми участников СВО при острой фазе утраты и приемы, как купировать кризисные эмоции. Например, если ребенок сильно переживает из-за вины, обиды, одиночества. Скачайте готовые памятки и передайте их коллегам.

Какие ресурсы привлечь дополнительно

Если в образовательной организации нет педагога-психолога или его сопровождения недостаточно для обучающегося, направьте ребенка в региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ресурсный центр развития психологической службы или другую специализированную организацию (разд. VI алгоритма, направленного письмом Минпросвещения от 11.08.2023 № АБ-3386/07). Например, на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи функционируют службы экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи. В некоторых образовательных организациях высшего образования медицинского профиля создают медико-социально-реабилитационные центры.

 

Если у ребенка наблюдается отклоняющееся поведение от утраты родителя – участника СВО, привлекайте специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для определения признаков девиации используйте материалы из Навигатора профилактики, который Минпросвещения направило в письме от 13.12.2022 № 07-8351.

 

При подозрении на психические расстройства, связанные с воздействием травматического события, порекомендуйте родителю пройти консультацию у профильных специалистов организаций системы здравоохранения. В случае выраженных признаков развивающегося депрессивного состояния педагог-психолог может посоветовать обратиться за консультацией к врачу-психиатру. В таком случае, если врач-психиатр не выявит нарушений психической деятельности, ребенка можно исключить из группы ПППВ. Однако при отсутствии положительной динамики или при отрицательной динамике в мониторинге у обучающегося за следующий учебный период лучше предложить родителю повторно обратиться к врачу-психиатру за консультацией.

 

Информируйте родителей, детей и педагогов, где члены семей участников СВО могут получить дополнительную помощь и поддержку. Минпросвещения подготовило список центров, где могут оказать круглосуточную психологическую помощь. Скачайте памятку с перечнем контактов. Опубликуйте ее на сайте, разместите на информационных стендах, раздайте членам семей участников СВО.

 

Добавить комментарий