Чтобы ввести пропускной и внутриобъектовый режимы в детском саду и школе, разработайте локальный акт, оборудуйте пропускные пункты, разработайте служебную документацию.
Как и кого назначить ответственными за пропускной и внутриобъектовый режимы
Ответственным за организацию и контроль соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов назначайте любого работника образовательной организации — специальных требований к кандидатуре федеральное законодательство не устанавливает. Например, назначьте заместителя руководителя по безопасности или начальника административно-хозяйственной части. Непосредственное выполнение пропускного и внутриобъектового режимов возложите на тех, кто обеспечивает физическую защиту – охранников или вахтеров и сторожа.
Издайте приказ о назначении ответственных. В приказе укажите инициалы, фамилии, должности и обязанности работников. В качестве примера используйте заполненный образец. С принятым документом ознакомьте ответственных работников под подпись.
Как регламентировать порядок пропуска и пребывания на территории
Порядок пропуска детей, работников, посетителей, иных лиц, транспортных средств и материальных ценностей, а также правила их пребывания на территории изложите в локальном акте, например в положении о пропускном и внутриобъектовом режимах. За основу возьмите примерную форму, которую приводит Росстандарт в приложении А к ГОСТ Р 58485-2019. Уточните содержание примерной формы с учетом специфики вашей образовательной организации.
Утвержденное положение рекомендуем вывесить в местах, доступных посетителям. Например, рядом с постом охраны и на информационном стенде у входа в детский сад и школу.
Начало действия пропускного и внутриобъектового режимов укажите в приказе. Им же утвердите положение об условиях действия режимов и порядок выдачи пропусков. Этим же приказом рекомендуем определить ответственного за обеспечение действия режимов и его обязанности.
Ситуация
Можно ли осматривать личное имущество работников, детей и иных лиц на входе в детский сад и школу
До можно. При этом осмотр вправе проводить только работники охранной организации, с которой школа и детский сад заключили договор.
Частные охранники, которые отвечают за пропускной режим, вправе осматривать вносимое в школу и детский сад имущество. Об этом сказано в статье 12.1 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1. При этом закон говорит именно об осмотре, а не о досмотре содержимого сумок, пакетов, карманов и т. д. Осмотр происходит на добровольной основе, а досмотр — на принудительной. То есть при осмотре охранники должны просить достать из кармана все содержимое, расстегнуть сумку и самому выложить оттуда предметы.
Информацию о том, где, когда, кем и при каких обстоятельствах осматривается имущество, пропишите в договоре на оказание охранных услуг.
Пример
Формулировка условий осмотра имущества в договоре на оказание охранных услуг
«2.7. Осмотр имущества работником охранного предприятия производится в присутствии лица, сопровождающего данное имущество, в помещении, исключающем доступ посторонних лиц и не мешающем проходу других граждан.
2.8. В случае отказа в предоставлении для осмотра вносимого имущества лицо, сопровождающее данное имущество, доставляется в дежурное помещение для дальнейшего разбирательства.».
Ситуация
Законно ли не пускать родителей в школу и детский сад
Законно, если запрет не противоречит действующему законодательству и установлен в локальных актах образовательной организации.
Запрет на пропуск родителей на территорию школы и детского сада можно установить в уставе, правилах внутреннего распорядка или в документах, которые устанавливают режим работы образовательной организации, в том числе и пропускной. Родители обязаны соблюдать данные требования. Это правило устанавливает пункт 2 части 4 статьи 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и подтверждает судебная практика (апелляционное определение Астраханского областного суда от 12.08.2015 по делу № 33-2400/2015).
Пример
Формулировка условий посещения образовательной организации родителями обучающихся
«2.4.1. Пропуск родителей (законных представителей) обучающихся для разрешения личных вопросов осуществляется по понедельникам с 14:00 до 17:00. Проход родителей к администрации образовательной организации возможен по предварительной договоренности с самой администрацией, о чем сотрудники охраны должны быть проинформированы заранее.
2.4.2. Незапланированный проход допустим только с разрешения ответственного за пропускной режим или директора школы и осуществляется после уроков, а в экстренных случаях — до уроков и во время перемен.
2.4.3. При проведении массовых мероприятий, родительских собраний, семинаров и других мероприятий родители (законные представители) обучающихся допускаются в здание школы при предъявлении документа, удостоверяющего личность, по спискам посетителей, заверенным печатью и подписью директора школы».
Ситуация
Можно ли не выпускать учеников на улицу во время перемены
Можно, если запрет установлен в локальном акте школы.
Федеральное законодательство не содержит запретов выхода ребенка на улицу во время перемены. При этом устанавливает обязанность школы создавать безопасные условия обучения обеспечивать безопасность детей во время их пребывания в школе, в том числе на переменах (ст. 28 и 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Следовательно, школа вправе самостоятельно урегулировать запрет выхода детей из здания во время перемены, например, в положении о пропускном режиме. Предлагаем образец формулировки.
Пример
Формулировка условий о запрете выходы детей из здания школы во время перемены
2.3.2. В период проведения занятий и перерывов между занятиями (далее – перемен), выход обучающихся из здания школы запрещается без письменного разрешения классного руководителя или дежурного администратора. Исключение – случаи, установленные пунктом 2.3.3 настоящего Положения.
2.3.3. Обучающиеся могут проходить и выходить из здания школы в период проведения занятий и перемен:
- для посещения кинотеатров, музеев, выставочных залов, библиотек и других аналогичных мероприятий;
- участия в уроках физической культуры и труда(технологии), проводимых на территории школы или за ее пределами.
Перемещение обучающихся во всех вышеперечисленных случаях возможно только в сопровождении педагогического работника. При его отсутствии пропуск и выход обучающимся из здания школы запрещается.
Как оповестить о введении пропускного и внутриобъектового режимов
О введнии и условиях действия режимов оповестите работников, детей, их родителей и иных посетителей. Например, вывесите объявление на информационных стендах и официальном сайте. Работников ознакомьте с приказом о введении режимов в действие. Родителей поручите оповестить классным руководителям и воспитателям на родительском собрании, школьников — на классном часе, старших воспитанников — во время беседы.
Закажите специальную табличку с условиями внутриобъектового и пропускного режимов. Повесьте табличку с внешней стороны забора около всех входов на территорию образовательной организации так, чтобы ее было видно и днем, и ночью (ст. 12 Закона № 2487-1).
Правила, которое необходимо соблюдать родителям, пропишите в памятках. Например, укажите, как приводить детей, вносить ручную кладь и передвигаться по зданию.
Как и где оборудовать контрольно-пропускные пункты
Необходимость в контрольно-пропускных пунктах устанавливайте по категории опасности, которую присвоили образовательной организации. Узнать категорию можете из акта обследования и категорирования либо паспорта безопасности.
Как оборудовать КПП на территории
Пропускной пункт при въезде на территорию оборудуют детский сад и школа, которые имеют первую категорию опасности (подп. «а» п. 27 Требований, утв. постановлением Правительства от 02.08.2019 № 1006). Остальные образовательные организации могут оборудовать такой пункт по своему усмотрению.
Оснастите въезд средствами снижения скорости или противотаранными устройствами (подп. «б» п. 27 Требований, утв. постановлением Правительства от 02.08.2019 № 1006).
Установите ворота (подп. «б» п. 26 Требований, утв. постановлением Правительства от 02.08.2019 № 1006). Их конструкцию, расположение и крепление запирающих устройств и петель рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы исключить возможность их открытия или демонтажа с наружной стороны (п. 4.11 рекомендаций из письма Минпросвещения от 24.02.2021 № 12-286). Чтобы обеспечить доступ на огражденную территорию, входные ворота следует оснащать видеодомофонами, обеспечивая связь между посетителем и постом охраны. Обеспечьте въезд пожарной техники через ворота. Они должны открываться автоматически или вручную, если дежурный находится около них круглосуточно, либо дистанционно, если установлена видео- и аудиосвязь с местом установки устройств (п. 71 Правил, утв. постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479). Ворота, устанавливаемые на КПП, должны обеспечивать жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (подп. «б» п. 26 Требований, утв. постановлением Правительства от 02.08.2019 № 1006).
Для осмотра и ограничения въезда транспорта в состав пропускного пункта рекомендуют включать досмотровую площадку и шлагбаум. Пропускной пункт дополнительно оснащают техническим помещением охраны, если дежурный находится возле пункта постоянно (п. 4.12 рекомендаций из письма Минпросвещения от 24.02.2021 № 12-286).
Как оборудовать КПП в здании
Пропускным пунктом оборудуют основной вход в здание, если детский сад и школа имеют третью, вторую или первую категорию опасности (подп. «г» п. 25, п. 26 и 27 Требований, утв. постановлением Правительства от 02.08.2019 № 1006). Образовательные организации четвертой категории оборудуют КПП по своему усмотрению. Обустраивайте пункт у основного входа в здание. В пункте для прохода людей оборудуйте помещение охраны.
В школе и детском саду первой и второй категории опасности проходную дополнительно оснастите системой контроля и управления доступом (подп. «а» п. 26, п. 27 Требований, утв. постановлением Правительства от 02.08.2019 № 1006). Допустимо оборудовать проходную турникетами с планками «антипаника» (п. 7.2.15.3 СП 251.1325800.2016). Количество турникетов рассчитывают исходя из количества детей и особенностей пребывания их в образовательной организации. Например, для прохода в течение 20 минут большинство производителей рекомендует устанавливать один турникет на каждые 500 человек. Пространство от входа в здание до турникетов должно обеспечивать свободу маневрирования человека на инвалидной коляске (полный разворот). Не рекомендуется устройство поворотного движения при входе в здание (поворот на 90° при входе из тамбура в здание, поворот при проходе через турникеты и т.п.). В целях обеспечения безопасности во время эвакуации рядом с турникетами предусмотривают быстро открывающийся свободный проход шириной не менее 1,6 м (п. 7.2.15.3 СП 251.1325800.2016).
Какие пропуска использовать
Используйте один из двух типов пропусков: бумажный или электронный. Также определите, какие виды пропусков будут действовать в образовательной организации. Например, по сроку действия пропуска могут быть постоянные, временные и разовые, а по назначению — личные, транспортные и материальные. Выдавать постоянные и временные пропуска поручите ответственному за пропускной режим, а разовые — охраннику или вахтеру.
Требования к пропускам и порядку их выдачи пропишите в локальном акте. Форму и содержание акта определите самостоятельно. Например, пропишите в нем типы и виды пропусков, срок их действия, перечень работников, которые вправе выдавать. Приложениями к порядку оформите формы пропусков.
Доступ по бумажным пропускам
Бумажный пропуск — традиционный тип пропусков. Он удобен для выдачи разовых пропусков посетителям, въезда автотранспорта и выноса материальных ценностей. Также бумажные пропуска можно использовать в качестве постоянных. Для этого в канцелярских магазинах и типографии можно приобрести пропуск стандартной формы.
Кроме того, форму пропуска можно разработать самостоятельно. Например, на пропусках для прохода людей укажите наименование образовательной организации, номер и вид пропуска, а на постоянных дополнительно — фамилию и имя обладателя. На пропусках детей также можно указать класс или группу, а на пропусках работников — их должность, добавить фото. Фото на пропуск детей добавляйте, если пропуск осуществляете с помощью ЕСИА. Предварительно получите согласие родителя на обработку биометрических персональных данных ребенка (ч. 19 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2022 № 572-ФЗ). Чтобы защитить пропуск от подделки, используйте голограммы, а также ставьте подпись ответственных за пропускной режим и печать образовательной организации.
Доступ по электронным пропускам
Используйте электронные пропуска, если установили систему контроля и управления доступом. Электронные пропуска помогают автоматизировать контроль за пропускным режимом. Кроме того, такая система позволяет интегрировать ее с другими мероприятиями, например с посещением библиотеки, оплатой питания или проездом. Электронные пропуска могут быть представлены в виде карточки, браслета или брелка.
Совет
В дополнение к электронной системе доступа предусмотрите выдачу бумажных пропусков.
Например, на случай, когда родители отзовут согласие на обработку персональных данных их детей.
Как и когда усилить пропускной и внутриобъектовый режимы
Усиливайте пропускной и внутриобъектовый режимы, если получили информацию об изменении уровня террористической опасности, а также на время проведения массовых мероприятий. Например, в День знаний, в период проведения новогодних и майских праздников, выпускных вечеров. На время усиления режимов ограничьте допуск на территорию образовательной организации автотранспорта, проход посетителей и внос материальных ценностей. Требования к усилению режимов закрепите в приказе.
Какие служебные документы разработать
Чтобы обеспечить действие пропускного и внутриобъектового режимов, разработайте и вручите контролерам и охранникам пакет документов — локальных актов и отчетных документов. Примерный перечень смотрите в пункте 6.3 ГОСТ Р 58485-2019.