Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Диагностика класса: как ее провести и какие инструменты использовать классному руководителю

Успешность ученика – обязательное условие его конструктивных взаимоотношений с окружающими в будущем. От работы классного руководителя зависит, как ученики выстроят свою социальную жизнь. Прочитайте эту статью, чтобы грамотно проводить диагностику класса и учитывать ее при планировании воспитательной работы. Подберите подходящие инструменты для работы с классом, чтобы решить новые педагогические задачи.

Что такое диагностика класса и как ее проводить

Диагностика – это определение психологических особенностей школьников. Руководитель класса обязательно проводит первичную диагностику учеников, групповую и индивидуальную. Это необходимо, чтобы выявить проблемы, с которыми будет работать педагог-психолог. С помощью диагностики классный руководитель планирует воспитательную деятельность и подбирает эффективные способы воздействия на классный коллектив.

Чтобы провести диагностику, классный руководитель использует психологические методики и инструменты. Диагностика класса нужна, чтобы оценить коллектив в целом. Например, определить, насколько дружны ребята в классе. Индивидуальная диагностика позволяет получить информацию о способностях, интересах и личностных особенностях каждого ученика.

Если руководитель класса понимает, что для работы с ребенком нужна профессиональная помощь, он незамедлительно обращается к педагогу-психологу.

Пример. Когда необходимо обратиться к педагогу-психологу

Классный руководитель использовал метод педагогического наблюдения и выявил, что одна ученица все время сидит одна и никто из детей с ней не общается. Классный руководитель пытался обсудить с ученицей эту ситуацию, но девочка ничего не говорит, просто плачет. Руководитель класса просит психолога пообщаться с ученицей, чтобы разобраться в ситуации.

Какие методики использовать для групповой работы

Классному руководителю важно понимать интересы и потребности класса в целом, чтобы планировать воспитательную работу. Ниже разберем методики для диагностики класса, которые позволят классному руководителю оценить настроение учеников и глубже понять характер отношений в классе.

Методика «Построение». Используйте методику, чтобы определить лидеров и изгоев класса. Для этого раздайте ученикам чистые листы бумаги и предложите им построить иерархию класса любым способом. Попросите детей не ориентироваться на рост и другие физические данные.

Как оценивать методику «Построение». Чаще всего первые в иерархии – лучший друг, подруга и объекты симпатии. Далее следуют одноклассники, к которым ученик относится нейтрально. Последними в иерархии станут непопулярные ученики и изгои. Обратите на них особое внимание. С этими детьми необходимо проводить беседы индивидуально, чтобы выяснить и устранить причины недопонимания с классным коллективом. Еще лучше привлечь к этому педагога-психолога.

Проективный тест «Дерево». Позволит оценить уровень адаптации учеников в классном коллективе. Для него вам понадобится изображение дерева с человечками.

Рисунок. Шаблон для проведения теста «Дерево»
Тест Диагностика класса

Инструкция для педагога. Раздайте ученикам копию рисунка и предложите каждому ребенку выбрать человечка, который соответствует его реальному положению в классе. Человечка нужно раскрасить красным цветом. Далее пусть ребенок определит человечка, который соответствует желаемому положению в классе, и раскрасит его зеленым цветом.

 

Какую инструкцию дать детям. Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У всех разное настроение и положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более успешен он в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть, на каком месте вы хотели бы находиться.

 

Как оценивать тест «Дерево». Посмотрите на номера человечков, которых разукрасил обучающийся. Каждый номер соответствует своей характеристике, отразили их в табличке ключами. Свертесь с ними, чтобы расшифровать ответы детей и спланировать дальнейшую работу с каждым из них.

Ключ к тесту «Дерево»

Ключ к несту

Проективная методика «Дом». Методика «Дом» позволит исследовать эмоциональные привязанности учеников и оценить роль одноклассников в их жизни. Раздайте ученикам изображение многоэтажного дома. Окон в доме должно быть столько, сколько человек учится в классе. Задача – «заселить» дом людьми, с которыми ученику будет комфортно жить.

 

Какую инструкцию дать детям. Перед вами большой многоквартирный дом, в котором вы можете поселить всех, кого захотите. Вы тоже живете в этом доме с родителями. И теперь осталось выбрать соседей, с которыми будет комфортно жить. Здесь могут быть ваши одноклассники, друзья, учителя, друзья родителей – все, кто вам нравится.

 

Чтобы провести диагностику результатов, учитывайте, сколько одноклассников и учителей «живут» в одном доме с учеником. Если никто из класса «не живет» вместе с учеником или половина окон пустые, обратитесь к психологу за консультацией.

Какие приемы использовать для индивидуальной работы с учеником

Классному руководителю важно знать про индивидуальные особенности личности и эмоциональное состояние каждого ученика. На основе этих данных руководитель класса адресно подбирает методы и приемы развития личности.

 

Опытный классный учитель использует психологические приемы для индивидуальной работы, чтобы глубже понять ребенка и вовремя среагировать на проблемную ситуацию. Ниже увидите приемы для индивидуальной диагностики личности учеников класса, которые можете использовать в работе без помощи педагога-психолога.

 

Семь Я. Чтобы оценить самооценку школьника, попросите его семь раз написать на листе бумаги букву «Я» и кратко описать свои качества рядом с каждой буквой. После того как ученик даст себе характеристику, предложите ему распределить эти «Я» в порядке значимости.

 

Пример. Как ученик может охарактеризовать себя:

Я ловкий

Я добрый

Я лидер класса

Я хорошо играю в футбол

Я конфликтный

Я не люблю математику

Я плохо пою

Календарь событий. Прием позволит оценить нравственную и ценностную стороны личности учеников по событиям, которые дети особенно выделяют. Предложите ученику нарисовать линию времени от рождения и до настоящего дня. Пусть отметит на линии самые памятные моменты своей жизни. Скажите ребенку, что он должен указать как положительные моменты, так и негативные. Так вы сможете понять, что из отрицательного его беспокоит.

 

Незаконченные предложения. Предложите ребенку закончить начатые предложения – к каждому из них дописать один пример или аргумент. Это поможет выявить особенности взаимоотношений ученика с окружением. Незаконченные предложения продумайте самостоятельно. Главное, чтобы они помогли вам раскрыть все проблемы ученика.

 

Пример. Какие предложения может дописать ребенок:

Мои родители считают, что я... ленивый, потому что я не делаю уроки.

Я не люблю быть в центре внимания, потому что... я заикаюсь и надо мной смеются.

Я стесняюсь отвечать на уроке, потому что... мне поставят плохую отметку.

Сочинение. Предложите школьникам написать мини-сочинение на тему. Это позволит выделить «болевые точки» каждого ученика в вашем классе. Например, страхи или предрассудки, которые мешают ребенку адекватно оценивать себя. Методика поможет проследить динамику развития школьника и выявить темы, которые можно будет обсудить на внеклассных мероприятиях.

 

Пример. Предложите детям темы:

– «Я через 5 лет»;

– «Хочу ли я перейти в другую школу»;

– «Сильные и слабые стороны нашего класса».

ДЛЯ СПРАВКИ

Инструменты диагностики

1. Психолого-педагогическое наблюдение.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Анкетирование.

4. Тестирование.

5. Сочинение.

6. Опросник.

Добавить комментарий