Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

Что изменили в защите прав педагогов

В последние годы Закон об образовании постоянно дополняли новыми обязанностями педагогов – контролировать дисциплину, соблюдать нормы об особенностях воспитания детей и правила обучения. Чтобы уравновесить ситуацию, 19 декабря 2023 года приняли поправки, в которых детально описали права педагогов, в том числе на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности (Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ).

Вместе с правами установили механизмы защиты. Работники могут воспользоваться ими самостоятельно или через своих представителей. Выделили три основных способа:

  • направлять в органы управления школы обращения о применении дисциплинарных взысканий к ученикам, которые нарушают или ущемляют права педагогов;
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
  • использовать иные способы защиты, не запрещенные законодательством.

Перечисленные механизмы были доступны педагогам и ранее – их устанавливали нормы Закона об образовании, Гражданского и Трудового кодексов, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ и др. Видимо, цель поправок – обобщить эти нормы и включить их в акт, который часто используют именно педагоги.

Сообщите коллегам об изменениях. Главное, чтобы они поняли: вы союзник, а не враг, и любые разногласия нужно решать сообща. Это важно, так как одни и те же механизмы защиты можно использовать не только против агрессивных учеников, но и против работодателя – директора или заведующего. Поэтому лучше изначально установить доверительные отношения.

Рекомендуем воспользоваться презентацией, чтобы сделать объяснения наглядными.

Предлагаем подробно рассмотреть, какие права могут защищать педагоги, и каждый механизм защиты. Для тренировки в их применении используйте чат-бот.

Какие права может защищать педагог

Перечень прав педагогов установлен в части 3 статьи 47 Закона об образовании. Несмотря на то, что обобщенно их назвали академическими, по факту они включают еще и общегражданские, и конституционные права. В перечень входят:

  • свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
  • право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины, модуля;
  • право на выбор учебников, пособий, материалов, иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, методических материалов и иных компонентов;
  • право на научную, научно-техническую, творческую, исследовательскую деятельность, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
  • право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;
  • право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации;
  • право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом;
  • право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
  • право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и порядке, которые установлены законодательством;
  • право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  • право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогов.

Все перечисленные права можно защищать через обращение в администрацию школы, комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и иными законными способами. Законодатель не сделал исключений.

 

Новое в перечне – право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Нарушение именно этого права подпадает под категорию буллинга – травли, агрессивного преследования и издевательства над одним из членов коллектива со стороны другого или группы лиц.

 

Травле может подвергнуться любой педагог – с низким материальным достатком, молодой или пожилой, выделяющийся внешним видом или национальностью. В группе риска также педагоги с профессиональным выгоранием и новенькие в коллективе.

Пример

Как буллинг проявляется в школе

По результатам исследования, проведенного сотрудниками НИУ ВШЭ, самыми распространенными формами буллинга стали ситуации, когда:

  • ученики дразнят учителя;
  • придумывают клички и прозвища;
  • игнорируют учителя;
  • обсуждают его личную жизнь;
  • демонстрируют презрение с помощью жестов или взглядов;
  • специально нарушают дисциплину;
  • отказываются выполнять требования.

Буллинг испытывали минимум 70% опрошенных учителей. С наиболее жесткой формой буллинга – угрозами от учеников – сталкивался хотя бы раз в жизни каждый второй учитель. Из них 5,8% отметили, что это происходило регулярно.

42% респондентов сталкивались с медиатизированной формой буллинга – кибербуллингом. Он проявляется через оскорбительные письма и посты в соцсетях.

 

Как работать с жалобой от педагога

Для защиты своих прав педагог вправе подать обращение-жалобу работодателю (ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, ч. 3.1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, абз. 12 ст. 21 ТК). В жалобе можно потребовать, чтобы образовательная организация привлекла к дисциплинарной ответственности ребенка, который нарушает или ущемляет права педагога. Однако этот механизм подходит только школьным работникам, так как дисциплинарные взыскания применяют к ученикам основной и средней школы. Педагоги детского сада им воспользоваться не могут (ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Обращение допускается составлять в свободной форме и подавать в удобном виде:

  • электронном – по электронной почте, через форму обратной связи на сайте или сообщением на госпаблике;
  • бумажном – принести лично, направить почтой или курьером.

Попросите включить в обращение суть жалобы и ее обстоятельства. Дополнительно рекомендуем провести личную встречу с педагогом. Часто люди не могут описать то, что реально думают или чувствуют, им проще рассказать. В ходе такой беседы могут открыться новые обстоятельства, которые поменяют способ решения проблемы.

Пример

Как может проявляться скрытый буллинг

В одной из школ Санкт-Петербурга на видео была снята учительница, которая кричала на подростка, пытавшегося пройти в туалет для младшеклассников. При этом она использовала ненормативную лексику. После служебного расследования педагог получила выговор.

 

Результаты расследования показали, что поведение педагога стало результатом длительного буллинга. Ученик провоцировал учителей «регулярно и изощренно». Ранее у него произошел конфликт с мужем этой учительницы, который работал в той же школе. В итоге мужчина умер от инфаркта.

 

Проверьте все обстоятельства жалобы. При необходимости проведите служебное расследование. Материалы расследования также пригодятся, если вопросом заинтересуются прокуратура или правоохранительные органы, суд, и затребуют у вас документы. Подробнее о процедуре – в рекомендации «Как провести служебное расследование».

Если обстоятельства жалобы подтвердятся, привлеките школьника к дисциплинарной ответственности. Это возможно, когда ученик нарушил:

  • устав школы;
  • правила внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в школе;
  • правила проживания в общежитии или интернате;
  • иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Если ученик сделал то, что не запрещено перечисленными документами, дисциплинарное взыскание применить не получится. Однако его поведение может быть противоправным по Кодексу об административных правонарушениях, Уголовному или Гражданскому кодексу. В таком случае надо сообщить о нем в правоохранительные органы (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).

 

Нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности учеников с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости, а также школьников во время их болезни и каникул. Подробнее – в рекомендации «Как привлечь учащихся к дисциплинарной ответственности».

 

Распорядитесь подготовить ответ на жалобу педагога. Даже если обсудили решение проблемы при личной встрече, все равно ответьте в письменном виде. Так вы подтвердите, что рассмотрели обращение (п. 1 ч. 3.1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

 

Проект ответа может разработать заместитель руководителя или секретарь. Лучше выбрать ответственного из административного персонала, чтобы не было сомнений в его непредвзятости или подозрения на конфликт интересов.

 

Ответ надо дать в течение 30 дней. Поручите оформить его по общим правилам: зарегистрировать входящее и исходящее сообщения, использовать спецбланк организации и т. д. Закон об образовании не установил специальных норм для рассмотрения обращения от педагога, поэтому можете воспользоваться рекомендацией «Как работать с обращениями родителей и организаций».

 

Ситуация

В какие органы образовательной организации педагог может направить обращение-жалобу

В органы управления.

Закон об образовании указывает, что в целях защиты своих прав педагоги могут направлять в органы управления организацией обращения о применении к обучающимся дисциплинарных взысканий (п. 1 ч. 3.1 ст. 47). В школе и детском саду действуют органы управления трех типов:

  • единоличный исполнительный орган – руководитель: директор, заведующий;
  • обязательные коллегиальные органы – общее собрание (конференция) работников и педагогический совет;
  • дополнительные коллегиальные органы – попечительский, управляющий, наблюдательный совет и др.

Получается, что педагог может подать жалобу на ученика в любой орган управления. Однако лучше писать обращение на имя руководителя, так как у него самые широкие полномочия, и он должен быть в курсе всего, что происходит в организации.

Как обратиться в комиссию по урегулированию споров

Еще один механизм защиты прав педагога – обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Законодатель не урегулировал процедуру, поэтому порядок создания, организации работы комиссии и принятия решений остается в ведении школы и детского сада (ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В качестве основы для локального акта Минпросвещения предлагает использовать примерное положение о комиссии, направленное письмом Минпросвещения и Общероссийского Профсоюза образования от 19.11.2019 № ВБ-107/08, ВБ-107/08/634.

 

Согласно примерному положению педагог может обратиться в комиссию через подачу заявления. В него надо включить:

  • Ф.И.О заявителя и участника образовательных отношений, действия или бездействие которого оспаривается;
  • оспариваемые действия или бездействие участника образовательных отношений;
  • основания, по которым заявитель считает, что нарушена реализация его прав;
  • требования заявителя.

Педагог вправе приложить к заявлению документы, которые подтверждают его доводы (п. 28 Примерного положения, направленного письмом Минпросвещения и Общероссийского Профсоюза образования от 19.11.2019 № ВБ-107/08, ВБ-107/08/634).

 

Чтобы рассмотреть заявление, комиссия обязана назначить заседание. Минпросвещения рекомендует провести его в течение десяти дней со дня подачи заявления, а если дата совпала с каникулами – десяти дней после завершения каникул (п. 30 Примерного положения, направленного письмом Минпросвещения и Общероссийского Профсоюза образования от 19.11.2019 № ВБ-107/08, ВБ-107/08/634).

На заседании члены комиссии рассматривают обстоятельства дела, при необходимости приглашают руководителя организации, работников и других лиц. Решение оформляют протоколом, который подписывают все присутствующие члены комиссии. Решение обязательно для всех участников образовательных отношений в школе и детском саду. Надо исполнить его в срок, указанный в протоколе (ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

 

Сообщите коллегам, что если стороны не согласны с решением комиссии, то могут обжаловать его в суде. Другие способы оспаривания недоступны, так как не предусмотрены для данного механизма защиты прав. По этой же причине нет инструментов принуждения к исполнению решения. Стороны либо согласны с решением и добровольно его исполняют, либо не согласны и обращаются в суд. Подробнее о процедуре – в рекомендации «Комиссия по урегулированию споров: как сформировать и решать споры».

Какие способы защиты применить дополнительно

Закон об образовании упоминает, что педагог вправе использовать иные способы защиты, не запрещенные законодательством. Можно условно разделить их на официальные и неофициальные. К официальным отнесем обращение в суд и правоохранительные органы. К неофициальным – публичное извинение, процедуру медиации и просвещение. Ниже подробно рассмотрим каждый способ.

Защита в суде

Педагог может защитить любое право в суде. Например, подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в суд общей юрисдикции (ст. 152 ГК). Это позволит удалить или опровергнуть информацию, которую распространили в печати, по радио и телевидению, в других средствах массовой информации, интернете либо сообщили в любой, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Порочащие материалы могут быть разного формата – фото, видео, пост, комментарии к публикации и т. д.

 

Чаще всего порочащая информация распространяется в соцсетях, поскольку это самый доступный ресурс для подростков и родителей. Однако оспорить получится только факты, которые можно проверить и доказать их несоответствие действительности, а оценочные суждения, мнения, убеждения – нет.

 

Иск подают в районный суд по месту жительства ответчика (ст. 24, 28 ГПК). Ответчиком может быть автор или редакция СМИ, распространившее сведения, либо лицо, которое давало интервью со спорной информацией.

В иске можно требовать:

  • удалить порочащую информацию;
  • опровергнуть порочащие сведения тем же способом, которым распространили;
  • опубликовать на тех же ресурсах ответ педагога, в котором он объяснит или опровергнет порочащие сведения;
  • признать распространенные сведения не соответствующими действительности – если не удалось установить лицо, которое их распространило, и невозможно удалить их из массового источника.

Если суд решит, что распространенные сведения действительно подрывают репутацию педагога или не соответствуют действительности, то прикажет их удалить. В таком случае можно дополнительно использовать принудительные меры исполнения решения – через судебных приставов-исполнителей. Это понадобится, когда медиаресурс или виновное лицо не выполнит решение суда самостоятельно.

 

Дополнительно педагог вправе взыскать моральный и материальный ущерб, который понес из-за порочащих сведений (ст. 15, 151 ГК). Однако размер ущерба обосновать сложно. Придется предоставить суду чеки и платежные документы, например, за лечение. При этом суд будет разбираться, насколько тесно связано заболевание с подрывом деловой репутации, не является ли это простым совпадением.

 

В материальный ущерб может войти упущенная выгода. Для этого надо доказать, что доходы педагога были существенно выше до распространения порочащих сведений, а после – резко сократились. Например, количество клиентов у педагога, подрабатывающего репетитором, могут подтвердить скрины или отчеты с сайта, где оформлялись сделки, – Profi.ru, Авито и др. Суд тщательно изучит доказательства и определит, реальна ли связь между правонарушением и уменьшением дохода. Если все подтвердится, то обидчик выплатит работнику ущерб.

На основании решения суда и до того, как медиаресурс удалит порочащую информацию, можно обратиться с требованием к оператору поисковых систем – например, Google и Yandex (ч. 1 ст. 10.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ). Это позволит прекратить выдачу страниц сайтов, на которых размещены недостоверные сведения или распространяемые с нарушением законодательства.

По общему правилу в требование надо включить:

  • Ф.И.О., паспортные данные, номера телефона или факса, адрес электронной почты, почтовый адрес заявителя;
  • информацию о заявителе, выдача ссылок на которую подлежит прекращению;
  • адрес страницы сайта, на которой размещена порочащая информация;
  • основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
  • согласие заявителя на обработку его персональных данных.

Как правило, у операторов есть специальная форма подачи заявления. Например, Google предусмотрел два основания для исключения информации из выдачи – она противоречит политике Google или местному законодательству.

 

Обращение в правоохранительные органы

Если педагог считает, что подрывающие его репутацию сведения не соответствуют действительности, то вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением на клевету. В Уголовный кодекс вернули это преступление, поэтому сотрудники прокуратуры или полиции обязаны принять заявление и разобраться в деталях (ст. 128.1 УК).

К заявлению лучше приложить материалы, которые подтверждают ложность распространенных сведений. Без доказательств правоохранители могут принять клевету за субъективное оценочное мнение. Оно не предполагает уголовную ответственность.

За публичную клевету в интернете виновному грозит одно из пяти видов наказаний:

  • штраф в размере до одного млн руб. или зарплаты, иного дохода осужденного за период до одного года;
  • обязательные работы на срок до 240 часов;
  • принудительные работы на срок до двух лет;
  • арест до двух месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет.

Если же клевета содержала обвинение педагога в совершении преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности либо тяжкого или особо тяжкого преступления – например, в изнасиловании, доведении до самоубийства, крупной краже – то наказание будет суровее. Штраф может дойти до пяти млн руб., а лишение свободы – до пяти лет (ч. 5 ст. 128.1 УК).

 

Педагог вправе одновременно обратиться в правоохранительные органы и суд. Либо после возбуждения уголовного дела подать гражданский иск о защите чести и достоинства, возмещении ущерба. В последнем случае, возможно, будет немного проще инициировать процесс. Суды охотнее принимают заявление, когда сотрудники правоохранительных органов уже провели предварительную работу и собрали достаточно доказательств, чтобы обосновать клевету.

Публичное извинение

Иногда можно решить вопрос о восстановлении права педагога через беседу с виновником – родителем или учеником. Если хулиган готов самостоятельно удалить из публичных источников порочащую информацию, этого достаточно, чтобы загладить вину.

 

В случае, когда оскорбления и клевета распространялись устно перед коллективом школы или детского сада, можно попросить правонарушителя так же публично извиниться. Однако не стоит заставлять – особенно, детей. Если коллектив организации будет принуждать хулигана к извинению, то лучше от этого не станет. Просто педагоги и ученик поменяются местами, а факт психологического насилия в отношениях останется. При этом Закон запрещает применять любые формы физического и психического насилия как к детям, так и к педагогам (п. 9 ч. 1 ст. 34, ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Медиация

Разрешать споры мирным путем можно с помощью медиации. Суть процедуры заключается в том, что стороны конфликта вырабатывают взаимоприемлемое решение при содействии нейтрального и независимого лица – медиатора (разд. 1 Методических рекомендаций, направленных письмом Минпросвещения от 28.04.2020 № ДГ-375/07).

 

Минпросвещения рекомендовало создавать службы медиации, чтобы предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, работать с последствиями асоциальных проявлений, правонарушений в школе (письмо Минпросвещения от 28.04.2020 № ДГ-375/07). Однако службу медиации можно создать и в детском саду (ч. 2, 5 ст. 1, п. 2 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ).

 

Если не хотите давать службе медиации дополнительные функции – воспитательные, просветительские – можно ее не создавать. Достаточно пригласить медиатора – им может быть совершеннолетнее несудимое лицо, обладающее полной дееспособностью (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ). Других требований законодатель не предъявляет. Специалист может выполнять функции платно и бесплатно – по своему усмотрению.

 

Лучше выбрать опытного медиатора с хорошими отзывами, ведь от его мастерства зависит результат процедуры. Обычный педагог-психолог может не подойти по двум причинам: 1) недостаточно опыта в медиации; 2) не беспристрастен – например, заинтересован в результате медиации, является другом обиженного педагога или состоит в родственных отношениях с одной из сторон. Главное, чтобы кандидатуру медиатора одобрили обе стороны конфликта (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ).

Пример

Где и как искать медиатора

Поисковики и сайты объявлений. Самый популярный, но малоэффективный способ. Вы получите длинный список специалистов, которых придется тщательно проверять. Нередко отзывы об их работе оставляют заинтересованные люди. Поэтому отзывы могут быть как резко негативными, так и незаслуженно хвалебными. Кроме того, первые строчки выдачи, скорее всего, займут те, кто оплатил такое размещение как рекламу, или вложил серьезные суммы в SEO-продвижение.

Сайты судов. Арбитражные и суды общей юрисдикции имеют разделы со сведениями о медиации. Некоторые ресурсы публикуют также списки медиаторов. Как правило, они размещают имена и контакты посредников, предоставивших свои данные судам. Более подробную информацию придется искать самостоятельно.

Страницы медиаторов в соцсетях. Здесь можно получить больше информации, так как в последнее время специалисты активно общаются и освещают детали работы. Если имеете достаточно компетенций для оценки данных, то на основе публикаций в соцсетях можно сделать вывод, кто из кандидатов лучше подойдет для вашей ситуации.

Сайты организаций, оказывающих услуги. Некоторые фирмы оказывают в том числе услуги по медиации – например, юридические или адвокатские бюро. Главное, чтобы такой медиатор не был одновременно представителем стороны спора.

Ресурсы профсообществ. Часто медиаторы объединяются в профсообщества. Например, есть Общероссийский профсоюз медиаторов, Национальная организация медиаторов и др. На их сайтах публикуют реестры, которые позволяют найти нужного специалиста в своем регионе. Многие медиаторы указывают дополнительную информацию о себе – образование и опыт работы. 

Чтобы процедура медиации была легальной, стороны должны заключить соглашение. В него надо включить сведения:

  • о предмете спора;
  • медиаторе, медиаторах или об организации, которая обеспечивает проведение медиации;
  • порядке проведения процедуры;
  • условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением медиации, – если медиатор работает за плату;
  • сроках медиации.

Соглашение можно составить в свободной форме, так как утвержденной нет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ). Готовый документ должны подписать обе стороны конфликта. От имени ребенка договор подписывает родитель.

 

Если процедура прошла успешно, и стороны пришли к консенсусу, они заключают медиативное соглашение. Форма документа не утверждена. Составить его правильно поможет медиатор. Соглашение должно содержать сведения:

  • о сторонах и предмете спора;
  • проведенной процедуре медиации и медиаторе;
  • согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения.

По сути такое соглашение станет гражданско-правовым договором. А при нотариальном удостоверении приобретет силу исполнительного документа (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ). Иными словами, медиативное соглашение приравнивают к решению суда.

Просвещение

Чтобы не допускать конфликтных ситуаций между педагогами, детьми и родителями, рекомендуем проводить просветительские мероприятия – классные часы, собрания, круглые столы, тренинги и т. д. Рассказывайте работникам, ученикам и родителям, каких действий избегать, и как себя вести, если спорная ситуация уже создана.

Важно разъяснять, что перед публикацией информации в соцсетях, ее надо проверять. Информация должна отвечать четырем требованиям:

  • быть достоверной (п. 6 ст. 3 Федерального от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • соблюдать неприкосновенность частной жизни – недопустимо собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (п. 7 ст. 3 Федерального от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • соблюдать интеллектуальные права (ч. 5 ст. 15 Федерального от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • не распространять персональные данные без согласия субъекта этих данных (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Внимание

Действует линия психологической помощи для тех, кто столкнулся с агрессией в интернете

Расскажите педагогам, родителям и школьникам, что теперь есть горячая линия психологической помощи тем, кто пострадал от травли в интернете. Получить бесплатную помощь психолога и юриста смогут дети и взрослые.

Горячая линия работает бесплатно по телефону 8 (800) 500-24-11 на условиях анонимности. Каждый обратившийся получит консультацию психолога службы «Ясное утро», контакты юристов и профильных некоммерческих организаций, которые помогут преодолеть последствия травли.

Специалисты горячей линии работают ежедневно, без выходных, с 9 утра до 9 вечера по московскому времени. Обратиться за помощью могут как жертва травли, так и ее свидетель, и даже агрессор – автор негативных постов и комментариев.

Горячая линия – результат совместного проекта Unilever, VK и Initiative, реализованного в рамках информационной кампании #неткибербуллингу.

 

Поручите педагогу-психологу провести лекции и тренинги. Например, он может вместе с другими работниками и родителями обсудить правила общения в коллективе, алгоритмы оперативного реагирования на буллинг. Полезно акцентировать внимание на том, что при определенных обстоятельствах жертвой травли может стать любой ученик или сотрудник. Не стоит поддерживать зачинщиков, ведь ситуация может быстро измениться.

 

Психолог также вправе провести диагностику уровня сплоченности и психологического климата в классах и группах. Она позволяет на ранних стадиях выявить проблемные коллективы, определить группы риска среди детей и педагогов, обозначить мишени психологической помощи.

 

Для учителей и воспитателей рекомендуем организовать отдельный тренинг. Научите их навыкам самопомощи, сохранять самоконтроль и взрослую позицию, заботиться о своем психоэмоциональном состоянии.

 

Травля – одна из причин профессионального выгорания педагогов. Из-за буллинга учителя уходят из профессии, страдает их самоценность. При этом на педагогах лежит большая ответственность, чем на учениках. Эмоции необходимо держать под контролем. Для этого подойдут простые техники: сделать паузу, глубоко вдохнуть, досчитать до 10, а лишь затем действовать. Душевный покой помогут вернуть прогулки, спорт, увлечение, хобби.

 

Посоветуйте работникам отделять личность и профессиональную компетентность от негативных слов и поступков. Это поможет сберечь самоценность, не принимать близко к сердцу грубые слова и действия учеников. Разъясните, что не нужно справляться с травлей в одиночку. Например, оказать помощь могут более опытные коллеги и те, у кого хорошие отношения с классом, родителями. О сложных случаях лучше уведомить руководство школы и детского сада.

 

Добавить комментарий