Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Минпросвещения обновило Порядок выдачи медалей и их описание. Теперь выпускники 11-х классов имеют право на новую медаль – «За особые успехи в учении» II степени.

Здесь подготовлены рекомендации о поощрении учеников по итогам учебного года.

В материале – условия выдачи медалей, в том числе серебряных, а также другие способы поощрения: денежные выплаты, грамоты, памятные подарки. Еще есть новое положение о поощрении учеников, образцы приказов и журналов учета.

Зачем поощрять учеников

Закон об образовании устанавливает, что к компетенции школы относится поощрение учащихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Виды и условия дополнительных поощрений школа определяет самостоятельно (п. 10.1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Поощрять учеников – одновременно право и обязанность образовательной организации. Например, выпускники, которые успешно окончили обучение, имеют право на медаль «За особые успехи в учении» I или II степени (ч. 10 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Значит, школа обязана выдать им такие медали – по правилам, которые утвердило Минпросвещения.

 

Школа может установить дополнительные виды поощрения детей, помимо предусмотренных законодательством, – это ее право. Однако, когда определит условия выдачи поощрений в локальном акте, будет обязана поощрять всех учеников, которые соответствуют установленным критериям.

 

Постарайтесь выстроить собственную систему поощрений так, чтобы отметить каждого ученика и признать его заслуги в разных сферах. Тогда у детей появится мотивация всесторонне развиваться. Школьники увидят, что их достижения замечают, и будут стремиться к новым высотам.

 

Дополнительно система поощрений мотивирует учащихся, которые не отличаются активностью. Высокая оценка поступков рождает в ребенке чувство удовольствия и радости от того, что его усилия и старания признают. Положительные эмоции, возникающие при этом, делают ребенка увереннее, создают приятный настрой на работу, повышают ответственность. Поощрение также помогает ученику отличить хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Таким образом школьная система поощрений становится частью общей воспитательной работы. Подробнее – в разделе о рабочей программе воспитания.

Какие способы поощрения использовать

Чтобы выстроить школьную систему поощрений, учтите федеральные, региональные и муниципальные меры стимулирования учащихся. Например, медали, денежные выплаты, путевки в лагерь отдыха и др.

Медали за успехи в учебе

С 1 сентября 2023 года у выпускников 11-х классов появилось право на медаль «За особые успехи в учении» II степени. Прежняя медаль – «золотая» – стала называться «За особые успехи в учении» I степени. В связи с этим Минпросвещения обновило Порядок выдачи медалей и их описание (приказы Минпросвещения от 29.09.2023 № 729 и № 730).

Медали «За особые успехи в учении» I и II степеней имеют одинаковую форму и рисунок – диски с выступающим кантами. На лицевой стороне отштамповано рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации. А на оборотной – надпись «ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ» и изображение раскрывающейся книги с пальмовой ветвью. Диаметр медалей – 40 мм, толщина – 3 мм.

Отличие во внешнем виде одно: медаль «За особые успехи в учении» I степени изготавливают из металла желтого цвета, поэтому она имеет золотистый оттенок, а медаль II степени – из белого металла с серебристым цветом.

 

Вид медалей «За особые успехи в учении»

I степени

II степени

 загруженное  загруженное 1

Обе медали производитель упаковывает в пластиковый футляр с изображением Государственного герба Российской Федерации. Для медали I степени используют красный футляр, для II степени – синий. Медаль помещают в специальное углубление – бархатный ложемент.

 

При закупке поручите контрактному управляющему указать в документации, что медали должны соответствовать приказу Минпросвещения от 29.09.2023 № 729. Медали не содержат драгоценных металлов и не имеют особой ценности, поэтому их может изготавливать любая компания без специальных разрешительных документов.

 

Вручайте медали выпускникам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования и успешно прошедшим ГИА. Поощряемые должны соответствовать критериям из таблицы.

 

Условия выдачи медалей «За особые успехи в учении» I и II степеней

 

Критерии

Медаль I степени

Медаль II степени

Итоговые оценки по всем предметам учебного плана

«Отлично»

«Отлично» и не более двух оценок «хорошо»

Баллы за ЕГЭ

Минимум 70 баллов по русскому языку и по одному из сдаваемых предметов
либо
5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня – для выпускников, сдающих только русский язык и математику базового уровня

Минимум 60 баллов по русскому языку и по одному из сдаваемых предметов
либо
5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня – для выпускников, сдающих только русский язык и математику базового уровня

Баллы за ГВЭ (если выпускник его выбрал)

5 баллов по русскому языку и математике

Баллы за ЕГЭ и ГВЭ (если выпускник выбрал разные формы ГИА)

5 баллов по обязательному предмету, сдаваемому в форме ГВЭ, и минимум 70 баллов по обязательному предмету в форме ЕГЭ

5 баллов по обязательному предмету, сдаваемому в форме ГВЭ, и минимум 60 баллов по обязательному предмету в форме ЕГЭ

Вручайте медали выпускникам лично в торжественной обстановке одновременно с аттестатом о среднем общем образовании с отличием. Также можно выдать медаль по доверенности или переслать почтой. Срок – в течение трех рабочих дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускника (п. 5 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 29.09.2023 № 730).

 

Некоторые организации-изготовители предлагают вместе с медалями приобрести к ним удостоверения. Законодатель это не регулирует, в том числе не утвердил формы подобных удостоверений. Решите самостоятельно, есть ли у школы ресурсы, чтобы приобретать дополнительные элементы.

Внимание

В случае утраты дубликат медалей «За особые успехи в учении» не выдают

Минпросвещения установило, что если выпускник потерял или испортил медаль «За особые успехи в учении» I или II степени, то дубликат выдавать не надо (п. 6 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 29.09.2023 № 730).

 

Уточните, учреждена ли медаль за успехи в учебе на уровне региона или муниципалитета. Органы власти вправе установить условия и порядок ее выдачи. Они также должны определить, как и за какие средства приобретать медали.

Пример

Медаль «За особые успехи в обучении» в Москве

В Москве медаль «За особые успехи в обучении» утвердили постановлением правительства Москвы от 25.02.2014 № 74-ПП. Ее вручают выпускникам, которые соответствуют одному из трех критериев:

  • являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников;
  • набрали высшее количество баллов ЕГЭ по одному предмету;
  • имеют итоговые отметки «отлично» по всем предметам учебного плана СОО и набрали на ЕГЭ в сумме не менее 220 баллов по трем предметам.

Выпускников из числа детей-инвалидов признают достигшими особых успехов и награждают медалью, если они соответствуют одному из двух критериев:

  • имеют итоговые отметки «отлично» по всем предметам учебного плана СОО и набрали на ЕГЭ в сумме не менее 146 баллов по двум обязательным предметам;
  • имеют итоговые отметки «отлично» по всем предметам учебного плана СОО и набрали на ЕГЭ по русскому языку не менее 73 баллов, а по математике базового уровня не менее 5 баллов.

Решение о награждении выпускников принимает руководитель Департамента образования и науки города Москвы и утверждает приказом. Медали приобретает также Департамент.

Если ученик нарушил Порядок ГИА, то его медалью не награждают. 

Пример

Медаль «За особые успехи в учебе» в Туле

 

Правительство Тульской области учредило медаль «За особые успехи в учебе» (постановление правительства Тульской области от 29.04.2014 № 222). Она может быть двух видов – золотая и серебряная.

 

Золотой медалью «За особые успехи в учебе» награждают выпускников, прошедших ГИА и имеющих полугодовые, годовые и итоговые отметки «отлично» по всем предметам учебного плана СОО. Серебряной медалью – полугодовые, годовые и итоговые отметки «отлично» и не более двух отметок «хорошо».

 

Сведения о претендентах на медали школа направляет до 10 апреля в местное управление образованием. Там обобщают информацию и направляют ее в министерство образования Тульской области.

 

Решение о награждении медалью оформляют приказом министерства после проведения ГИА. Министерство закупает медали за счет бюджета.

Ситуация

Какую медаль вручать ученику, если он «идет» на «золотую» медаль, но не получает достаточное количество баллов на экзамене

Выдайте выпускнику медаль «За особые успехи в учении» II степени, если он соответствует трем критериям:

  • имеет итоговые оценки по всем учебным предметам учебного плана «отлично» и не более двух «хорошо»;
  • успешно прошел ГИА – то есть сдал экзамены по обязательным предметам с первого раза;
  • получил за ЕГЭ минимум 60 баллов по русскому языку и по одному из сдаваемых предметов либо 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня – для выпускников, сдающих только русский язык и математику базового уровня, либо 5 баллов по русскому языку и математике, если выбрал ГВЭ, либо 5 баллов по обязательному предмету, сдаваемому в форме ГВЭ, и минимум 60 баллов по обязательному предмету в форме ЕГЭ.

Если выпускник не соответствует критериям, которые установили для вручения медалей «За особые успехи в учении» I или II степени, он не имеет права их получать. Проверьте, возможно, ученик подходит под требования других видов поощрений – региональных, муниципальных, школьных.

Ситуация

Как списать медали, которыми награждают учеников за успехи в учебе

 

Оформите списание медалей первичными учетными документами, которые определили в учетной политике школы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 20 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности»). Например, актом о списании. Составьте его в произвольной форме, поскольку медали не подлежат специальному учету. Можно приложить к акту список награжденных выпускников.

 

Спишите медали по общей стоимости с забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры», на котором их надо учитывать до вручения, порчи или иной причины списания.

 

Порядок распространяется на все медали, независимо от того, на каком основании их вручили – в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными или локальными актами.

Денежные выплаты

Если позволяет бюджет школы, предусмотрите в качестве поощрения учеников денежные выплаты (ч. 16 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, за победу в олимпиадах и конкурсах, реализацию социально значимых проектов и т. д. Можно установить стипендию для отличников, которые активно участвуют в разных сферах – спортивной, культурной, общественной и др.

 

В Положении о поощрениях обучающихся или отдельном локальном акте определите условия и порядок назначения, выплаты вознаграждений. Можно также предусмотреть ситуации, когда прекращаете выплачивать стипендию – например, при вынесении дисциплинарного взыскания ученику.

Пример

Фрагмент Положения о поощрении обучающихся

5. Порядок выдвижения кандидатов на материальное поощрение

5.1. Соискателем денежной премии и памятного подарка может быть любой обучающийся (коллектив обучающихся) Школы.

5.2. Выдвижение соискателей на денежную премию осуществляется ежегодно в период с 15 апреля по 15 мая.

5.3. Рассмотрение материалов, представленных на соискание денежной премии и памятного подарка, проводится на ближайшем заседании управляющего совета Школы. По итогам выносится решение о награждении обучающегося (коллектива) либо об отказе в награждении, что отражается в содержании протокола заседания управляющего совета.

5.4. Отказ в награждении может быть только в случае предоставления недостоверных или подложных сведений.

Сообщите школьникам, какие денежные выплаты установлены на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как правило, их утверждают в рамках мероприятий по выявлению детей, проявивших выдающиеся способности (ч. 4 ст. 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Примерный перечень федеральных выплат смотрите в таблице.

 

Федеральные денежные выплаты одаренным детям

 

Кому выплачивают

Кто назначает

Где установлено

Победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам – членам сборных команд РФ, награжденным золотыми, серебряными или бронзовыми медалями

Образовательный Фонд «Талант и успех» на основании заявления победителя и приказа Минпросвещения

Постановление Правительства от 21.08.2019 № 1081

Суворовцам и кадетам МВД:
— имеющим оценки «отлично» по итогам учебных четвертей в течение всего периода обучения;
— оценки «отлично» по итогам ГИА (для суворовцев второго курса и кадетов шестого курса), промежуточной аттестации (для суворовцев третьего курса и кадетов седьмого курса), предшествующих учебному году, в котором назначается именная стипендия;
— не имеющим дисциплинарных взысканий в течение всего периода обучения

Суворовские военные училища и кадетские корпуса МВД на основании приказа МВД

Приказ МВД от 03.08.2016 № 447

Одному учащемуся от каждой параллели классов, закончившему учебный год с оценками «отлично» по всем предметам по итогам учебных четвертей и не имеющему дисциплинарных взысканий

Президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, кадетские (морские кадетские) военные корпуса, казачьи кадетские корпуса Минобороны

Приказ Министра обороны от 17.01.2017 № 35

Пример

Региональные выплаты: премии победителям заключительного этапа ВсОШ в Ленинградской области

Губернатор Ленинградской области установил, что премию назначают ученикам, освоившим образовательные программы среднего общего образования на территории Ленинградской области и ставшим победителями или призерами заключительного этапа ВсОШ в текущем учебном году (п. 3 Порядка, утв. постановления Губернатора Ленинградской области от 25.09.2020 № 86-пг).

Премии – единовременные выплаты в размерах:

  • 240 тыс руб. – победителям олимпиады;
  • 120 тыс руб. – призерам.

Если звание «победитель» или «призер» присвоено по нескольким предметам, то премия присуждается по каждому.

Чтобы получить премию, ученик из списка призеров и победителей должен подать заявление в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области в течение 14 календарных дней со дня размещения объявления о начале приема документов.

Пример

Муниципальные выплаты: премия одаренным детям городского округа Архангельской области «Котлас»

 

Администрация городского округа «Котлас» установила специальную денежную премию одаренным детям один раз в три года в размере 1725 руб. (п. 1.2 Порядка, утв. постановлением Администрации городского округа АО «Котлас» от 30.09.2021 № 2028).

 

Право на премию имеют дети, которые:

  • обучаются на «отлично» и «хорошо» в школах на территории городского округа «Котлас»;
  • участвуют и занимают призовые места на фестивалях, олимпиадах, конкурсах и соревнованиях муниципального, областного, межрегионального, всероссийского и иного уровней;
  • участвуют в общественной жизни школы – ведут социально значимую деятельность, имеют разработанные и реализованные проекты, занимаются научно-техническим творчеством, художественным творчеством и учебно-исследовательской деятельностью;
  • участвуют в работе молодежных объединений и организаций;
  • участвуют в общественной жизни городского округа;
  • имеют положительные результаты участия в конкурсах профессионального мастерства Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia junior) международного, федерального, регионального, муниципального уровней.

Чтобы премию назначили, школа должна направить ходатайство на имя Главы городского округа Архангельской области «Котлас» в срок до 1 ноября и приложить документы на претендента. Их отправят в комиссию, которая готовит решение. По итогам издают постановление администрации городского округа, на основе которого выплачивают премии.

Грамоты

Грамоты, похвальные листы и благодарственные письма – нематериальные виды поощрений. Они не менее значимы, чем денежные. Важно создать у ребенка ощущение оцененности и принятия, а для этого подойдет любое выражение мнения социума, в том числе символическое.

Законодатель не установил, за что награждать учеников грамотами, похвальными листами и благодарственными письмами. Определите это самостоятельно – например, в Положении о поощрении обучающихся.

Пример

Фрагмент Положения о поощрении обучающихся

3. Основания и виды поощрений

3.1. Видами поощрений в Школе являются:

  • похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
  • похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
  • грамота (дипломом, сертификат участника);
  • благодарственное письмо.

3.2. Похвальным листом «За отличные успехи в учении» по итогам учебного года награждаются обучающиеся, имеющие годовые отметки «5» по всем учебным предметам.

3.3. Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждаются обучающиеся:

  • получившие призовое место или ставшие победителями в предметной олимпиаде регионального, федерального или международного уровня и имеющие оценку «5» по предмету по итогам учебного года;
  • получившие призовое место или ставшие победителями в исследовательских, научных и научно-технических мероприятиях, а также имеющие оценку «5» по соответствующему предмету (предметам) по итогам учебного года;
  • получившие призовое место или ставшие победителями в физкультурных или спортивных мероприятиях, а также имеющие оценку «5» по предмету «физическая культура» по итогам учебного года.

3.5. Грамотой (дипломом, сертификатом участника) обучающиеся награждаются за:

  • победу, призовое место, активное участие в мероприятиях, проводимых в Школе, школьных предметных олимпиадах, физкультурных и спортивных мероприятиях;
  • окончание учебного года на «4» и «5».

3.7. Благодарственным письмом награждаются обучающиеся:

  • принимающие активное участие в организации массовых мероприятий, проводимых Школой;
  • демонстрирующие высокие результаты в общественной деятельности (волонтерская работа, помощь классным руководителям, участие в самоуправлении Школы, подготовка и реализация актуальных социальных проектов, практика и т. п.).

Закупайте грамоты, похвальные листы и благодарственные письма за счет субсидии на государственное или муниципальное задание и средств от деятельности, приносящей доход, – в соответствии с планом ФХД.

 

Еще вариант – поручить изготавливать такие виды поощрений школьной творческой группе. Например, той, которая украшает пространство к разным праздникам. В группу вправе войти ученики всех возрастов, а возглавить – учитель ИЗО, технологии, информатики и т. д. Организуйте деятельность группы в рамках рабочей программы воспитания или программы дополнительного образования. Так проще обосновать финансирование реализации проектов, в том числе расходные материалы и оплату труда педагогов.

Пример

Использование символики Года семьи на грамотах в 2024 году

При желании разработайте собственные образцы грамот, похвальных листов и благодарственных писем. В 2024 году для этого можно использовать фирменный стиль «Год семьи 2024/

Региональные и муниципальные органы управления могут установить собственные правила и условия вручения грамот. Обычно их закупают и вручают представители этих органов. Сообщите ученикам и родителям, в каких случаях можно получить подобное поощрение.

Пример

Вручение грамот в Усть-Катавском городском округе Челябинской области

 

Администрация Усть-Катавского городского округа Челябинской области ежегодно организует выдачу премии главы округа и грамот учащимся, имеющим отличные успехи в обучении и особые достижения в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях и турнирах, интеллектуальных и творческих конкурсах, фестивалях, мероприятиях.

 

Награждение проходит в торжественной обстановке. Грамоты вручает лично глава Усть-Катавского городского округа (п. 4.1 Положения, утв. постановлением администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 20.11.2023 № 1732).

Пример

Награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Чеченской Республики

 

В Чеченской Республике учредили Почетную грамоту Министерства образования и науки (приказ Министерства образования и науки Чеченской Республики от 29.04.2021 № 524-п). Грамотой награждают за значительные успехи в учебе.

 

Муниципальная образовательная организация должна направить ходатайство в местное управление образованием с перечнем кандидатов на награждение. А государственные и частные организации – сразу в Министерство образования и науки Чеченской Республики.

 

Министр принимает решение о награждении, издает приказ и подписывает грамоты. Вручение производится в торжественной обстановке (п. 9 Положения, утв. приказом Министерства образования и науки Чеченской Республики от 29.04.2021 № 524-п).

Ситуация

Надо ли применять приказ Минобрнауки об утверждении образцов форм похвальной грамоты «За особые успехи в изучении отдельных предметов» и похвального листа «За отличные успехи в учении»

Нет, не надо.

Приказ Минобрнауки от 09.03.2007 № 75 не действует с 24.08.2014. Образовательные организации самостоятельно определяют, кому и за что вручать грамоты и другие виды поощрений. Это можно закрепить, например, в Положении о поощрении обучающихся.

Памятные подарки

Памятные подарки – вид поощрения, который может иметь разную ценность. Например, отличникам 9-го класса можно подарить ноутбук или ежегодно вручать всем активистам школы брендированные ручки, зонты, толстовки, значки и т. д.

 

Установите самостоятельно, какие подарки, за что и кому вручать. Учитывайте материальные ресурсы школы, ее миссию и имидж. Условия награждения памятными подарками рекомендуем закрепить в Положении о поощрении обучающихся или другом локальном акте.

Пример

Как учитель-предметник использует систему награждения подарком

 

За каждое верно выполненное задание на уроке учитель выдает ребенку наклейку. По итогам года ученики считают свои наклейки и выбирают подарок из списка в зависимости от стоимости, которая равняется определенному количеству наклеек. Подарки символические, но полезные: ручка, карандаш, блокнот, магнитная закладка для книг.

Такой способ поощрения мотивирует учащихся на активную работу на уроке. Лучше всего он действует в 5–6-х классах.

Иные способы поощрения

Используйте разные виды поощрения в зависимости от возможностей школы, задач воспитания и уровня развития детей. Это позволит выстроить эффективную систему, которая поможет повышать не только успеваемость учеников, но и их дисциплину.

Дополнительными способами поощрения могут быть:

  • учреждение номинаций «Класс года», «Активист года», «Проект года» и др.;
  • публикация рассказа о талантливых учениках на сайте школы, в госпаблике, районной газете или других СМИ;
  • организация выставки или сборника с работами лучших учеников;
  • финансирование поездки или мероприятия – посещение другого города, музеев, галерей, выставок, форумов, тематических лагерных смен и т. д.

Пример

Традиция школы «Президент» – церемония «Признание».

 

В АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"» учредили номинации: «Актив года», «Достижение года», «Открытие», «Прорыв», «Надежда». В них побеждают ученики, которые проявили себя в социальной деятельности и дополнительном образовании.

 

В начале года учащимся и их родителям рассказывают, по каким критериям определяют победителя в каждой номинации. В течение года школа фиксирует результаты и достижения детей в индивидуальной образовательной траектории учащегося. В конце года на церемонии «Признание» школа вручает:

  • медаль «Ученик года» – за отличные успехи в учебе, активное участие в социально значимых проектах и учебной исследовательской работе;
  • приз «Знаток» – за итоговые отметки «отлично» и активность в школьных и внешкольных мероприятиях по учебному предмету;
  • приз «Мастер» – за итоговые отметки «отлично» по предметам в составе предметных областей «Технология», «Искусство», «Физическая культура» (начальная школа), «Технология», «Искусство», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» (основная школа), за активность в школьных и внешкольных мероприятиях по учебному предмету.

Пример

Система поощрений учеников как часть имиджа школы

 

Систему поощрений можно применять для укрепления имиджа школы. Вместо грамот, благодарственных писем и фото ученика на доске почета используйте систему отличительных значков. На них лучше разместить эмблему и девиз школы.

 

Значки могут символизировать звания знатоков первого, второго и третьего уровней – в зависимости от успехов ребенка по предмету. Школьникам будет интересно соревноваться друг с другом и собрать всю коллекцию значков – стать победителем в номинации «Знаток математики» или «Знаток биологии».

 

Федеральные, региональные и муниципальные органы могут предусмотреть дополнительные способы поощрения одаренных детей. Например, детские центры «Артек», «Орленок», «Океан» и «Смена» комплектуются в основном из детей, проявивших выдающиеся интеллектуальные и творческие способности, а также способности к занятиям физкультурой и спортом, в научной, научно-исследовательской и творческой деятельности (приказ Минпросвещения от 22.07.2019 № 384). В центры зачисляют детей на бесплатное обучение по программам дополнительного образования по направлению:

  • региональных органов власти – в количестве не менее 30% от общего числа мест;
  • Минпросвещения – не менее 10%;
  • самого детского центра – не менее 30%.

Еще одна мера поощрения – бесплатный проезд в оздоровительные лагеря, негосударственные организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Например, Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края предоставляет такой проезд туда и обратно детям, которые имеют отличные успехи в учебе, проявляют активное участие в жизни класса, школы, являются победителями и призерами творческих конкурсов, спортивных и туристско-краеведческих соревнований (постановление Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 22.11.2016 № 764).

 

Органы власти вправе предусмотреть специальные награды. Так правительство Санкт-Петербурга учредило почетный знак «За особые успехи в обучении» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.05.2014 № 372). Им награждают выпускников из школ Санкт-Петербурга, проявивших выдающиеся способности:

  • участников заключительного этапа ВсОШ в период освоения образовательных программ СОО, имеющих итоговые отметки «хорошо» и «отлично» по всем предметам учебного плана;
  • победителей и призеров регионального этапа ВсОШ в период освоения образовательных программ СОО, имеющих итоговые отметки «хорошо» и «отлично» по всем предметам учебного плана.

Какие документы оформить

Чтобы оформить награждение, надо урегулировать детали в Положении о поощрении обучающихся и издавать приказы со списками отличившихся. Поручите ответственным вести журналы учета и отразить систему поощрений в рабочей программе воспитания.

Положение о поощрении

Удобно разработать один локальный акт и установить в нем все виды поощрений, которые могут применяться в организации. К школьным наградам добавьте федеральные, региональные и муниципальные. Можно детально их не описывать, а лишь указать ссылки на нормативные акты. Так будет проще информировать учеников и родителей.

 

По каждому поощрению определите критерии, условия и порядок награждения. Предусмотрите правила индивидуального учета поощрений и хранения документов.

 

Проект положения направьте совету обучающихся и совету родителей, чтобы учесть их мнение. Это обязательно, так как правила поощрения затрагивают права учеников (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Подробнее – в рекомендации «Как учесть мнение советов обучающихся и родителей».

 

Утвержденное положение разместите на сайте или информационном стенде школы. Законодатель этого не требует, но так родителям и детям будет проще познакомиться с текстом документа.

Приказы

Определите в приказах, какие награды и кому хотите вручить. Например, медали «За особые успехи в учении» можно упомянуть в приказе, которым отчисляете выпускников и поручаете выдать им аттестаты. Остальные награды по итогам года можно указать здесь же или в отдельном приказе. Последний вариант удобнее, если хотите вручить поощрения на последнем звонке, а не на выпускном – вместе с аттестатами.

 

Рекомендуем вписать дополнительные поручения ответственным, например:

  • подготовить документы о поощрении и зарегистрировать их по правилам документооборота;
  • включить информацию о достижениях в личные дела учеников;
  • ознакомить с приказом о награждении школьников и родителей.

Учетные документы

Закон устанавливает, что школа должна вести индивидуальный учет поощрений учеников и хранить информацию об этом в архивах на бумажных или электронных носителях (п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако не уточняет, каким образом вести учет.

 

Исключение – медали «За особые успехи в учении» I и II степеней. Надо вписывать их в книгу регистрации выданных медалей (п. 4 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 29.09.2023 № 730). Утвержденной формы книги нет. Определите ее и формы учета остальных наград самостоятельно – в инструкции по делопроизводству, Положении о поощрении обучающихся или другом акте.

 

Предлагаем вести журналы учета по каждой награде. Можно оформить их в бумажном или электронном виде. Следите, чтобы никто из посторонних не мог изменить или подделать данные в журналах без ведома ответственного.

Рабочая программа воспитания

Разработчики ФОП включили в рабочую программу воспитания раздел «Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся» (п. 170.4.4 ФОП НОО, п. 166.4.4 ФОП ООО, п. 130.4.4 ФОП СОО). Изложите в нем школьную систему поощрений.

 

Необязательно копировать содержание федеральной программы. Лучше описать те способы поощрения, которые вы применяете на практике. Разработчики прямо на это указывают и уточняют, что формы поощрений можно менять.

 

Поручите ответственным проверить, соответствует ли содержание раздела программы воспитания о поощрениях локальным актам школы по этой тематике – в частности, Положению о поощрении обучающихся.

Пример

Фрагмент рабочей программы воспитания школы

В МБОУ Школа № 1 система поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции учеников организована в виде конкурсов, объявляемых в начале учебного года:

  • «Ученик года»;
  • «Лидер года»;
  • «Лучший спортсмен года»;
  • «Самый классный класс»;
  • «Класс-волонтер года»;
  • «Учитель года»;
  • «Самый классный классный»;
  • «Самый активный родитель».

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения участников оцениваются по информации из журналов успеваемости, документов о поощрении и наградах. Итоги подводятся в конце учебного года. Кандидатуры обсуждают педагогический совет и общешкольная ученическая конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.

 

Дополнительно педагоги вправе вводить собственные системы поощрения и стимулирования в рамках преподавания учебного предмета, курса, модуля.

Формы поощрений социальной успешности и активной жизненной позиции обучающихся МБОУ Школа № 1:

  • объявление благодарности;
  • награждение грамотой;
  • вручение сертификатов и дипломов;
  • размещение фотографии активиста на доске почета;
  • награждение памятным подарком.
  • <...>.

Как хранить документы о поощрении

Законодатель не установил специальные правила хранения документов о поощрении учеников. При желании закрепите их самостоятельно – в Положении о поощрении обучающихся или номенклатуре дел.

 

Можно специально не регулировать этот вопрос, так как основные документы – положение и приказы – хранятся по общим правилам. Например, приказы о награждении учеников можно отнести к приказам по основной деятельности. Их хранят постоянно – как минимум до ликвидации организации (п. 19 Перечня, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).

 

Дополнительно информацию о поощрениях можно внести в личное дело ученика и его портфолио. Определите, как удобнее это делать: вписать реквизиты приказа в карточку или вложить копию. Если портфолио ведет сам ученик, то можно выдать ему копию приказа, но обязательно закрыть персональные данные других учеников, которые упоминаются в этом приказе. Так вы выполните требования Закона № 152-ФЗ. Подробнее – в рекомендациях «Как составить портфолио учеников», «Как формировать и хранить личное дело обучающегося».



Добавить комментарий