Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Предлагаем подробный алгоритм подготовки к итоговому сочинению (изложению) с учетом новых методрекомендаций Рособрнадзора. 

 

Как подготовить школу к итоговому сочинению

 

Перед итоговым сочинением предоставьте участникам необходимую информацию. Определите составы комиссий по проведению и проверке сочинения. Примите заявления от учеников и распределите их по кабинетам. Выделите помещения и, если надо, внесите изменения в расписание. Завершите мероприятия проверкой готовности школы.

 

Проинформируйте участников

Опубликуйте на сайте школы информацию о сроках и правилах итогового сочинения (изложения) (п. 46 Порядка ГИА-11). Успейте опубликовать за месяц до основной даты проведения итогового сочинения сведения:

  • о датах проведения итогового сочинения (изложения);
  • порядке проведения и порядке проверки итогового сочинения (изложения);
  • сроках и местах регистрации на итоговое сочинение для участников ЕГЭ;
  • сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения).

Оформите отдельный раздел – так ученики и родители быстрее найдут нужные сведения. Можете его совместить с общей информацией о ГИА или выделить отдельный подраздел об итоговом сочинении (изложении). В 2024/2025 учебном году надо успеть разместить информацию до 06.11.2024.

 

Внимание

Рособрнадзор подготовил методические документы по итоговому сочинению и изложению в 2024/25 учебном году

В письме от 14.10.2024 № 04-323 Рособрнадзор направил рекомендации по организации и проведению итогового сочинения и изложения, правила заполнения бланков и сборник отчетных форм.

 

 

Проведите классные часы и родительские собрания минимум за две недели до проведения итогового сочинения или изложения. Расскажите об условиях их проведения:

  • где, когда и как пройдет испытание;
  • за что могут удалить участника;
  • будет ли идти видеозапись;
  • где и когда получить информацию о результатах.

Раздайте всем памятки Рособрнадзора под подпись. Например, составьте отдельные листы для учеников и родителей и попросите каждого расписаться в том, что получил памятку и проинформирован об условиях проведения итогового сочинения или изложения.

 

Определите составы комиссий

Уточните у учредителя, кто создает комиссии для итогового сочинения. Есть два варианта: комиссии создает регион, но школа обязана определить, каких работников туда включить, либо школа самостоятельно утверждает комиссии (п. 2.2.4.1, 2.2.4.4 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

В обоих случаях утвердите составы комиссий приказом. Сделайте это минимум за две недели до итогового сочинения. Если окончательный состав комиссии утверждает регион, направьте ему список кандидатов – за две недели до итогового сочинения (п. 2.2.4.4, 2.2.4.5 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

 

В каждую комиссию включите от трех человек – в зависимости от числа учеников, которые пишут сочинение.

Сформируйте комиссии из школьных учителей-предметников и администрации школы. В состав комиссии по проведению итогового сочинения должен входить технический специалист, который оказывает информационно-технологическую помощь при печати и копировании бланков.

Рособрнадзор не устанавливает специальных требований к членам комиссий по проведению итогового сочинения, в том числе не запрещает включать учителей русского языка. Однако не рекомендуют приглашать учителей, которые ведут занятия у участников испытания.

Количество членов комиссии должно быть таким, чтобы в каждом кабинете присутствовали не менее двух человек. Помимо этого, должны быть дежурные, которые следят за порядком вне кабинетов.

Объясните членам первой комиссии, что они должны:

  • организовать итоговое сочинение согласно законодательству;
  • обеспечить техническую поддержку проведения и проверки итогового сочинения;
  • получить темы сочинений и обеспечить информационную безопасность;
  • обеспечить участников орфографическими словарями во время сочинения или орфографическими и толковыми словарями при проведении итогового изложения.

Вторая комиссия нужна, чтобы проверять работы учеников после испытания. Включите в нее экспертов – учителей русского языка и литературы. Если своих работников не хватает, пригласите специалистов из других организаций – независимых экспертов. Они не могут быть близкими родственниками участников итогового сочинения и изложения (п. 2.2.4.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

Убедитесь, что эксперты соответствуют требованиям Рособрнадзора. Подробности – в таблице.

 

Требования к проверяющим итогового сочинения

Требования

Содержание требований

Знать законодательство

Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения.
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения

Иметь образование и опыт

Высшее образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы».
Опыт проверки сочинений в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования

Знать содержание образования

Примерные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Уметь проверять сочинения

Знать общие научно-методические подходы к проверке и оцениванию сочинения.
Объективно оценивать сочинения.
Применять установленные критерии и нормативы оценки.
Разграничивать ошибки и недочеты различного типа.
Выявлять в работе однотипные и негрубые ошибки.
Классифицировать ошибки в сочинениях.
Оформлять результаты проверки и соблюдать установленные требования.
Обобщать результаты

Внимание

Рособрнадзор не рекомендует включать в комиссию по проверке итогового сочинения учителей, которые ведут занятия у участников испытания

Это позволит получить объективные результаты.

Ознакомьте членов комиссии, в том числе привлеченных работников, с порядком проведения и проверки итогового сочинения (изложения), который установил региональный орган власти. Сделайте это под подпись и минимум за две недели до итогового сочинения или изложения (п. 2.2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

Примите заявления от учеников

Чтобы ученики смогли участвовать в итоговом сочинении, попросите подать заявление. Крайний срок – за две недели до испытания – 20.11.2024 (п. 23 Порядка ГИА-11). Используйте образец из Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323.

Заявления может подать ученик лично при предъявлении паспорта или его родитель, или другое уполномоченное доверенностью лицо – также при при предъявлении паспорта и доверенности.

Чтобы организовать итоговое сочинение или изложение для детей с ОВЗ, возьмите с них оригинал или заверенную копию рекомендаций ПМПК, а с детей-инвалидов и инвалидов – оригинал или заверенную копию справки об инвалидности (п. 23 Порядка ГИА-11).

Бывшего ученика, который окончил школу со справкой, зачислите в качестве экстерна или как обычного ученика, если он еще не освоил программу среднего общего образования. Примите от него заявление и справку об обучении.

Для удобства оформите журнал, в котором будете вести учет собранных заявлений. Его можно создать в произвольном виде – утвержденной или рекомендованной формы нет.

 

Распределите участников по кабинетам, в которых они будут писать сочинение. Для этого заполните форму ИС-04 из письма Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323. Укажите в ней состав каждого класса и закрепите помещения. Учеников из одного класса можно посадить в один кабинет или распределить по разным. Главное, чтобы во время сочинения каждый участник сидел за партой один.

Если в вашей школе есть выпускники с ОВЗ, которые будут писать итоговое изложение, посадите их отдельно. При этом разделите детей, которым текст изложения выдают для чтения на 40 минут, и тех, кому текст изложения будет зачитывать организатор (п. 4.2.2 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

Подготовьте помещения

Определите кабинеты, в которых будет проходить сочинение. Количество зависит от численности выпускников. Основное правило: каждый участник сидит один за партой, а площадь и состояние кабинета соответствуют общим требованиям СП 2.4.36480-20.

Проверьте расписание – не запланированы ли учебные занятия в тех кабинетах, где пройдет итоговое сочинение. Если выявили наложение, внесите в расписание изменения и перенесите уроки в другие кабинеты. Для этого издайте приказ.

 

Разместите объявление о замене кабинетов на информационном стенде и сайте школы.

Подготовьте помещение с телефонной связью, принтером, устройствами для сканирования и копирования, персональным компьютером с выходом в интернет. Оно понадобится, чтобы получить комплекты тем итогового сочинения, сканировать и копировать готовые работы учеников.

 

По решению региональной власти школу могут оборудовать стационарными или переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения и подавления сигналов подвижной связи.

Проверьте готовность школы

Рособрнадзор рекомендует за день до сочинения проверить готовность школы (приложение 8 к Методическим рекомендациям, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323). Проконтролируйте, чтобы в каждом кабинете, где пройдет сочинение, были:

  • исправные часы – в поле зрения каждого участника;
  • место для хранения личных вещей участников;
  • листы бумаги для черновиков – по два листа на каждого участника и несколько дополнительных;
  • орфографические словари – для каждого участника итогового сочинения, а для участников итогового изложения – орфографические и толковые словари;
  • инструкции для участников: одна – которую будет зачитывать член комиссии, и на каждого ученика – для самостоятельного изучения.

Поручите техническому специалисту распечатать бланки итогового сочинения и отчетные формы или получить их в месте, которое определил региональный орган власти. Попросите специалиста также проверить работоспособность технических средств и видеонаблюдения в учебных кабинетах – если оно установлено.

Как провести итоговое сочинение

Проведите сочинение 4 декабря 2024 года. Дополнительные сроки – 5 февраля и 9 апреля 2025 года.

 

В день сочинения организуйте работу специалистов и контролируйте порядок. Предупредите охранников и членов комиссии по проведению сочинения, что участники могут войти в школу только с 9:00. Также в школу можно пустить представителей СМИ, должностных лиц Рособрнадзора или регионального органа власти, если они предъявят подтверждающие полномочия документы и паспорт (п. 4.1.2 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

 

Проведите краткий инструктаж работников, которые участвуют в проведении сочинения. Опирайтесь на региональный порядок и Методические рекомендации Рособрнадзора.

Распределите членов комиссии по два человека в каждый учебный кабинет. Выдайте им:

  • инструкцию для участников итогового сочинения, которую член комиссии должен зачитать перед сочинением;
  • инструкции, которые надо раздать каждому участнику;
  • распечатанные бланки итогового сочинения;
  • листы бумаги для черновиков – по два листа на каждого участника;
  • орфографические и толковые словари для участников сочинения и изложения;
  • отчетные формы.

Поручите техническому специалисту получить темы сочинения. В 09:45 их опубликуют на портале по адресу topic.rustest.ru. Также можно перейти по ссылке с сайта ФГБУ ФЦТ rustest.ru.

Как только получите темы, выдайте их членам комиссии по проведению итогового сочинения. Можно распечатать темы для каждого участника или поручить члену комиссии написать их на доске.

Если кто-то из участников или организаторов нарушил правила итогового сочинения, рассмотрите жалобу и проведите проверку. Примите меры, чтобы устранить нарушение.

Как оформить результаты итогового сочинения

Когда итоговое сочинение закончится, заберите у членов комиссии заполненные бланки регистрации и записи, в том числе дополнительные, черновики и отчетные формы.

Передайте бланки регистрации и записи техническому специалисту. Поручите сделать с них одну копию для проверки. Бланки с пометкой «Не закончил» или «Удален» копировать не надо, так как их проверять не будут.

 

Поручите второй комиссии проверить сочинения. Проверку надо закончить в течение 12 календарных дней. А если проводили испытание во вторую среду апреля или в дополнительную дату, определенную Рособрнадзором, – то не позднее чем через 8 календарных дней после проведения итогового сочинения (изложения) (п. 29 Порядка ГИА-11).

Поручите техническому специалисту отсканировать бланки, которые выдавали участникам, в том числе незаполненные. Присутствуйте лично во время сканирования (п. 6.5 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

 

Организуйте надежное хранение оригиналов бланков итогового сочинения, пока не отдадите их РЦОИ или в другое место, которое установил региональный орган власти. Например, положите документы в сейф. Отдельно учитывайте бланки с пометкой «Не закончил» или «Удален», формы ИС-08 и ИС-09. Они понадобятся, чтобы допустить ученика к повторному сочинению в дополнительные сроки.

 

Передайте РЦОИ оригиналы бланков и их скан-копии после того, как комиссия проверит работы и внесет результаты в бланки регистрации. РЦОИ обработает результаты сочинения программным способом и разместит образцы оригиналов бланков на региональном сервере.

Ознакомьте каждого ученика с его результатом под подпись (п. 2.2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323). Сделайте это на собраниях или классных часах.

 

Объясните ребятам, что «зачет» за итоговое сочинение как допуск к ГИА – бессрочный (п. 2.1.2 Методических рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 14.10.2024 № 04-323).

 

Если ученик получил «незачет», расскажите, когда он сможет написать сочинение повторно. В 2025 году это можно сделать 5 февраля и 9 апреля.  К повторному сочинению допустят только:

  • учеников и экстернов, получивших «незачет» по итоговому сочинению;
  • учеников и экстернов, удаленных с итогового сочинения за нарушение порядка;
  • учеников, экстернов и выпускников прошлых лет, не явившихся на итоговое сочинение по уважительным причинам;
  • учеников, экстернов и выпускников прошлых лет, не завершивших написание итогового сочинения по уважительным причинам.

Уважительные причины надо подтвердить документально. Например, в случае болезни ученик должен принести справку из медорганизации.

Если участник итогового сочинения не пришел на испытание без уважительных причин или не может подтвердить их документально, не допускайте его к повторному сочинению и ГИА. По окончании учебного года выдайте справку об обучении. Объясните родителям и подростку, что он сможет зачислиться в школу экстерном в следующем году, чтобы написать сочинение, сдать ГИА и получить аттестат.

Издайте приказ, чтобы распределить поручения после итогового сочинения и изложения. Воспользуйтесь готовым образцом.

 

 

Добавить комментарий