Предлагаем подробные алгоритмы действий на каждом этапе подготовки к итоговым экзаменам. Есть дорожная карта чтобы провести все мероприятия в срок. Также в материале – памятки для работников, выпускников и их родителей, образцы распорядительных и учетных документов.
Что изменилось в новых Порядках ГИА
Порядки ГИА
В 2024/25 учебном году экзамены пройдут по Порядкам ГИА-9 и ГИА-11. Изменений в процедуру ГИА не вносили – ЕГЭ и ОГЭ пройдут в штатном режиме в три периода: досрочный, основной и дополнительный.
Расписание ГИА
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили расписание ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2025 год (приказы от 11.11.2024 № 787/2089, № 788/2090, № 789/2091). Также в документах ведомства указали продолжительность экзаменов и перечислили по каждому предмету оборудование, которое выпускники смогут использовать на ГИА-2025.
Как подготовиться к ГИА
Составьте дорожную карту подготовки
Включите в дорожную карту все мероприятия по подготовке к ГИА. Так вам будет проще контролировать процесс. Предлагаем распределить их по основным направлениям подготовки:
- разработать локальные акты о ГИА;
- проанализировать результаты ГИА прошлого года;
- организовать мероприятия по повышению качества результатов учеников;
- проинформировать учеников и родителей;
- запланировать организационные мероприятия;
- проконтролировать качество подготовки к ГИА;
- подготовить кадры;
- провести ГИА.
Мероприятия дорожной карты могут входить также в другие планы и графики – например, ВСОКО, самообследования, мониторинга и т. п. Это допустимо, так как ГИА – основной оценочный инструмент в школе.
Утвердите дорожную карту приказом или грифом.
Подготовьте работников
Поручите работникам, которые участвуют в ГИА, изучить Порядки. Педагоги обязаны делать это самостоятельно, даже если вы рассказали о новшествах и раздали памятки (подп. 2 п. 39 Порядка ГИА-9, подп. 2 п. 44 Порядка ГИА-11). Затем проведите педсовет и поручите заместителю директора обсудить возникшие вопросы. Это поможет педагогам разобраться в изменениях и избежать путаницы в работе.
Проинформируйте работников о сроках, местах и порядке проведения экзаменов. Сообщите, что в ППЭ и аудиториях ведется видеозапись. Разъясните, на каком основании можно удалять учеников из ППЭ, какие меры дисциплинарного и административного воздействия применяют в отношении лиц, привлекаемых к ГИА и нарушивших порядок.
Попросите работников поставить подпись для подтверждения, что они ознакомились с информацией. Законодатель не уточняет, как именно это сделать. Можно завести журнал ознакомления или брать ежегодно расписки от каждого работника. Рекомендуем использовать журнал, так как это практичнее.
Поручите заместителю директора проконтролировать, чтобы учителя изучили изменения КИМ, которые будут применяться в новом году. Это можно сделать на тематических заседаниях школьных методобъединений. Предложите воспользоваться презентацией.
Презентация об изменениях в КИМ ГИА в 2025 году
Составьте списки работников, которых планируете привлечь к ГИА. Желательно включить в них потенциальных:
- руководителей и организаторов ППЭ;
- членов ГЭК, предметных комиссий, апелляционных комиссий;
- технических специалистов, ассистентов, экзаменаторов-собеседников.
Передайте списки учредителю – они понадобятся, чтобы сформировать комиссии и подготовить работников ППЭ. Обеспечьте участие работников в консультационных семинарах и тренингах, обучающих занятиях, которые организуют региональные органы управления образованием (подп. 15 п. 26 Порядка ГИА-9, подп. 16 п. 32 Порядка ГИА-11).
Пример
Подготовка работников ППЭ в Москве
В Москве работники школ могут пройти подготовку в ГАОУ ДПО МЦКО по программе повышения квалификации «Подготовка организаторов пунктов проведения экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в городе Москве». Подробности опубликованы на сайте РЦОИ.
Программа рассчитана на 18 часов и предусматривает доступ к региональной учебной платформе. По итогам выдают удостоверение и размещают его в личном кабинете ГАОУ ДПО МЦКО в АИС «Регистрация на ГИА».
Оформите стенды и сайт
Наполните официальный сайт школы сведениями о ГИА (п. 28 Порядка ГИА-9, п. 46 Порядка ГИА-11).
Рекомендуем продублировать сведения на информационных стендах – так ученикам и родителям будет удобнее изучать информацию. Подробнее – в рекомендации «Как оформить информационные стенды в школе».
Пример
Оформление единого стенда по ГИА-9 и ГИА-11
Поручите заместителю директора контролировать, чтобы информация на сайте и стенде была всегда актуальной. Проверить, какие сведения и когда размещать, можно по таблице.
Сведения о ГИА для информационных стендов и сайта
Какие сведения |
Когда разместить |
Даты итогового собеседования, порядок его проведения и проверки. |
За месяц до основной даты итогового собеседования: до 12.01.2025 |
Даты итогового сочинения (изложения), порядок его проведения и проверки, сроки и места регистрации на сочинение для участников ЕГЭ. |
За месяц до основной даты итогового сочинения (изложения): до 04.11.2024 |
Сроки и места подачи заявлений на ГИА, места регистрации на ЕГЭ, сроки проведения ГИА |
За месяц до завершения срока подачи заявления:
|
Сроки, места, порядок подачи и рассмотрения апелляций. |
За месяц до начала экзаменов |
Проведите родительские собрания
Запланируйте не менее двух родительских собраний по теме ГИА. Первое можно провести в начале учебного года, и на нем следует рассказать об общих правилах аттестации, нормативных документах, где с ними ознакомиться. Второе – в середине второго полугодия, чтобы подробно разобрать организационные моменты, сроки ГИА, права и обязанности учеников, порядок апелляции.
Под подпись проинформируйте родителей:
- о местах и сроках ГИА, порядке подачи заявлений об участии;
- сроках, местах и порядке проведения ГИА;
- основаниях для удаления с экзамена;
- процедуре досрочного завершения экзамена по объективным причинам;
- правилах заполнения бланков;
- ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи – если региональный орган принял такое решение;
- времени и месте ознакомления с результатами ГИА;
- порядке подачи и рассмотрения апелляций.
Законодатель не уточняет, как оформить факт ознакомления (п. 39 Порядка ГИА-9, п. 44 Порядка ГИА-11). Можно предложить родителям заполнить расписки.
Раздайте родителям памятки, чтобы они были в курсе, когда ребенок должен подать заявление на ГИА. В памятке также есть другая справочная информация – как и когда можно изменить список предметов, какие документы принести дополнительно и т. д.
Организуйте классные часы
Поручите классным руководителям провести с выпускниками классные часы – о подготовке к экзаменам и правилах заполнения бланков.
Пусть сообщат ученикам телефон горячей линии по вопросам ГИА – он есть в каждом регионе. Предоставят информацию об электронных ресурсах, которые можно использовать для подготовки. Например, посоветуйте воспользоваться сайтом ФИПИ (fipi.ru). Там опубликовали демоверсии, спецификации, кодификаторы ГИА и сформировали «Открытый банк заданий». Официальный портал Рособрнадзора – «Навигатор ГИА» – поможет быстро найти основную справочную информацию: сроки экзаменов, новости, материалы для подготовки.
Порекомендуйте классным руководителям рассказать выпускникам об особенностях выполнения заданий на ГИА. Например, не решать параллельно несколько задач, а сосредоточиться на одной. Предложите воспользоваться памяткой с семью советами по выполнению экзаменационных заданий.
При необходимости привлеките педагога-психолога. Пусть он познакомит выпускников с техниками, которые помогают справиться со страхом, тревогой, ступором при подготовке к экзаменам и во время выполнения заданий.
Во втором полугодии посвятите классные часы заполнению бланков ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ. Покажите на примерах, как делать это правильно, а также дайте ученикам возможность потренироваться. Рекомендуем использовать приложения 1 и 5 к письму Рособрнадзора от 22.01.2025 № 04-15.
Ближе к началу испытаний, например за месяц, поручите классным руководителям проинформировать учеников под подпись:
- о местах и сроках ГИА, порядке подачи заявлений об участии;
- сроках, местах и порядке проведения ГИА;
- основаниях для удаления с экзамена;
- процедуре досрочного завершения экзамена по объективным причинам;
- правилах заполнения бланков;
- ведении в ППЭ и аудиториях видеозаписи – если региональный орган принял такое решение;
- времени и месте ознакомления с результатами;
- порядке подачи и рассмотрения апелляций.
Законодатель не уточняет, как оформить факт ознакомления (п. 39 Порядка ГИА-9, п. 44 Порядка ГИА-11). Можно использовать специальный журнал.
Соберите от учеников заявления
Чтобы участвовать в ГИА, ученик должен написать заявление. Его может подать также родитель ученика или другой гражданин по доверенности. Предложите им форму, которую разместил на своем сайте РЦОИ или РЦОКО. В некоторых регионах заявление можно заполнить в электронной форме через региональный портал госуслуг. Ориентируйтесь также на формы заявлений, которые ежегодно направляет Рособрнадзор вместе с методическими рекомендациями по ГИА. В 2025 году формы направили письмом от 22.01.2025 № 04-15.
Ученики 9-х классов подают заявление до 1 марта включительно (п. 12 Порядка ГИА-9). Выпускники 11-х классов и прошлых лет – до 1 февраля включительно (п. 12 и 15 Порядка ГИА-11). После этих сроков ученики вправе подать заявления только в ГЭК и при наличии уважительной причины, которая не позволила принести заявление раньше. Сделать это можно не позднее чем за две недели до начала экзаменов. К уважительным причинам относят болезни и иные обстоятельства, подтвержденные документами.
До истечения установленных сроков заявление пишут на имя директора школы, где ребенок учится или в которую зачислен экстерном для прохождения ГИА (п. 12 Порядка ГИА-9, п. 12 Порядка ГИА-11). Выпускники прошлых лет – на имя руководителя места регистрации, которое определяют органы управления образованием региона (п. 15 Порядка ГИА-11).
Дети с ОВЗ и инвалидностью дополнительно указывают в заявлении форму, в которой планируют проходить ГИА. Например, в 11-м классе ученики вправе выбрать, сдавать им ГВЭ или ЕГЭ. Если ребенок нуждается в специальных условиях, то пишет их в заявлении. Для этого надо приложить оригинал или заверенную копию рекомендаций ПМПК. Участники-инвалиды и дети-инвалиды должны предоставить оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт инвалидности (п. 13 Порядка ГИА-9, п. 12 Порядка ГИА-11).
Участники ГИА вправе изменить ее форму, перечень предметов и сроки участия, если есть уважительные причины, которые можно подтвердить документально. А выпускники 11-х классов – еще и уровень ЕГЭ по математике. В таких случаях новое заявление нужно подать сразу в ГЭК и приложить документы, подтверждающие уважительность причин. Исключение – изменение уровня по математике, для этого уважительные причины не нужны. Новое заявление надо подать не позднее чем за две недели до экзамена (п. 14 Порядка ГИА-9, п. 13 Порядка ГИА-11).
Ситуация
Как оформить ГИА, если родители и ученики отказываются давать согласия на обработку персональных данных
В апреле 2023 года Роскомнадзор и Рособрнадзор решили, что не надо получать согласие на обработку персональных данных от участников ГИА (письмо Рособрнадзора от 17.04.2023 № 04-103). Достаточно заполненного заявления по форме от Рособрнадзора. Это правило распространяется как на заявления для сдачи экзаменов – ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ, так и на заявления на итоговое сочинение (изложение) и итоговое собеседование.
В рекомендациях Рособрнадзора уже нет требования брать согласие на обработку персональных данных ученика, поскольку они обрабатываются в рамках оказания образовательной услуги (п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Ситуация
Что делать, если родитель отказывается от законных форм ГИА и просит провести экзамены в «традиционной» форме
Объясните родителю, что ГИА организует регион в соответствии с законодательством – статьей 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Порядком ГИА-9, Порядком ГИА-11 и другими. В настоящий момент законодательство не предусматривает «традиционной» формы ГИА, поэтому школьник не может в такой форме пройти аттестацию и получить по итогу аттестат.
ГИА завершает освоение ООП ООО и СОО, является обязательной (ч. 3 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родитель препятствует в том, чтобы его ребенок сдал ГИА, то не выполняет свою обязанность по обеспечению получения детьми общего образования (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 ст. 63 СК). Например, это может проявляться в том, что родитель не пишет заявление на итоговое собеседование, сочинение (изложение), ОГЭ или ЕГЭ, не разрешает ребенку писать такие заявления и т. д. В таком случае предупредите родителя, что вынуждены обратиться в орган опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратуру, чтобы сообщить о нарушении прав ребенка (п. 3 ст. 56 СК, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ).
Дополнительно сообщите родителю, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предусмотрено административное наказание по части 1 ст. 5.35 КоАП.
Если родитель будет продолжать препятствовать ребенку в прохождении ГИА, сообщите об этом в орган опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратуру. Дополнительно уведомите учредителя, чтобы он был в курсе событий.
Если родитель написал заявление на «традиционную» форму ГИА, ответьте на него, как на обычное обращение по правилам Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Подробнее – в рекомендациях «Как ответить на обращение родителя» и «Как работать с обращениями родителей и организаций».
Ситуация
Что делать, если родители отказываются давать паспортные данные и СНИЛС ребенка для формирования РИС ГИА
Проведите беседу с родителями и разъясните, что данные нужны, чтобы ребенок смог участвовать в процедуре ГИА, получить аттестат и поступить в вуз или организацию СПО.
В кампании ГИА последних лет уже нет требования брать согласие на обработку персональных данных ученика, поскольку они обрабатываются в рамках оказания образовательной услуги (п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Однако, если родители намеренно не хотят указывать в заявлениях на ГИА, в том числе на итоговое сочинение (изложение), собеседование, свои персональные данные или ребенка – Ф.И.О, паспортные данные – то этот вопрос можно урегулировать переговорами. В крайнем случае обратитесь к учредителю или местный РЦОИ. Они должны определить процедуру, как обрабатывать неполные данные ребенка, в том числе оформлять его в РИС и ФИС ГИА.
Роскомнадзор обратил внимание, что в РИС и ФИС ГИА можно не вносить те сведения, которые Рособрнадзор указал как опционные. Например СНИЛС или отчество надо вносить, если они есть в наличии (приказ Рособрнадзора от 11.06.2021 № 805). В любом случае для заполнения РИС ГИА и передачи сведения в ФИС ГИА не надо брать согласия на обработку персональных данных от детей или родителей (письмо Роскомнадзора от 21.10.2024 № 08-441547).
Ранее Рособрнадзор предлагал два варианта действий, если участники ГИА или их родители подают отказ на обработку своих данных (письмо от 11.01.2023 № 10-2). Региональный орган власти, который организует ГИА, в том числе итоговые сочинения и собеседования, должен решить, какой вариант применить при проверке работ выпускников и регистрации их в РИС и ФИС ГИА.
Рособрнадзор подчеркивает, что в ППЭ все равно ведут общую видеозапись. Также технически невозможно провести экзамены по иностранным языкам (раздел «Говорение») и по информатике и ИКТ без использования средств аудиозаписи и компьютерной техники. Поэтому отказать в обработке персданных полностью невозможно.
Первый вариант: внести деперсонализированные сведении в ФИС и РИС ГИА.
Если сведения об участниках ГИА-9, ГИА-11 не внесены в ФИС и РИС ГИА на момент подачи отказа от обработки персданных, то вносят деперсонализированные сведения:
- в поле «Фамилия» — указывают значение «Отказ»;
- в поле «Имя» — значение «Обработки»;
- в поле «Отчество» — значение «Данных»;
- в поле «Серия» паспортных данных — значение «0000»;
- в поле «Номер» паспортных данных — шестизначный порядковый номер (пример: «000000», «000001» и т.д.), соответствующий последовательной нумерации записи, исключенной из обработки персональных данных.
Если сведения об участниках ГИА-9, ГИА-11 уже внесены в системы до отказа, их меняют через станцию «Коррекции персональных данных» по тому же формату.
В ППЭ работники оформляют все документы ученика также с деперсонализированными записями. Обработку и оценивание работ проводят в штатном режиме.
Если участник ГИА-9, ГИА-11 отказался еще и от использования штрих-кодов на бланках, применяют второй вариант.
Второй вариант: провести ГИА в особом порядке.
Ученик должен подать заявление в ГЭК с просьбой предоставить возможность пройти ГИА-9 или ГИА-11 без внесения его персданных в ФИС и РИС ГИА и обработки данных. ГЭК примет решение, определит для такого участника ППЭ, аудиторию и место. Протокол с решением направят в ППЭ и ознакомят с ним участника и его родителей в течение пяти рабочих дней.
Если сведения об участнике уже внесены в ФИС И РИС ГИА, то их удалят. Экзамены проведут в зависимости от уровня – основного или среднего общего образования. Подробнее – в таблице.
ГИА-9 |
ГИА-11 |
В день экзамена в бланке регистрации не указывают данные о паспорте. Организаторы в аудитории вырежут из экзаменационных бланков штрих-код в присутствии участника ГИА. После экзамена работу упакуют в отдельный конверт и доставят в ГЭК. Ее проверит региональная предметная комиссия и вернет руководителю РЦОИ. В РЦОИ переведут сумму первичных баллов в пятибалльную систему оценивания. Председатель ГЭК утвердит результаты ГИА-9 и ознакомит с ними участника и его родителей |
В день экзамена участнику ГИА печатают материалы после того, как напечатают всем остальным. После экзамена работу упакуют в отдельный конверт и доставят в РЦОИ. В конверте будут бланк регистрации, бланк ответов № 1, бланк ответов № 2 (при наличии), дополнительные бланки ответов № 2 (при наличии), КИМ. Для проверки руководитель РЦОИ передаст конверт председателю предметной комиссии с соблюдением защиты конфиденциальной информации от третьих лиц. Председатель организует проверку всех частей полученных бланков ответов и вернет проверенную работу руководителю РЦОИ. В РЦОИ первичные баллы переведут в тестовые. Председатель ГЭК утвердит результаты ГИА-11 и ознакомит с ними участника и его родителей |
Проведите педсоветы по допуску к экзаменам
Организуйте педсовет о готовности учеников завершить освоение образовательной программы. Это важно, так как к ГИА можно допустить только тех школьников, у которых нет академических задолженностей (п. 7 Порядка ГИА-9, п. 8 Порядка ГИА-11).
Планируйте педсовет в общей линейке педсоветов школы. Оценке успешности освоения программы и допуску к экзаменам можно посвятить все заседание или включить этот вопрос в комплексную повестку – вместе с другими актуальными задачами.
Законодательство не регламентирует количество заседаний педагогических советов по допуску к экзаменам. Поэтому планируйте их исходя из текущей обстановки с учетом устава и локальных актов школы, которые определяют работу совета.
Чтобы назначить даты заседания, ориентируйтесь на расписание ГИА для 9-х и 11-х классов. Минпросвещения и Рособрнадзор ежегодно утверждают его совместными приказами. Смотрите даты из расписания ГИА на 2024/2025 учебный год.1
На дату заседания влияют сроки каждого этапа ГИА. Ведомства выделяют три этапа – досрочный, основной и дополнительный. В каждом есть резервные сроки, чтобы ученики могли сдать экзамены по всем выбранным предметам, даже если изначально они запланированы в один день. Резерв также пригодится для пересдачи (п. 42 Порядка ГИА-9, п. 49 Порядка ГИА-11). Не исключайте возможности каждого этапа для ваших школьников. Проводите заседание педсовета не менее чем за два дня до выбранного учеником экзамена.
Пример
Варианты планирования педсоветов по допуску к экзаменам
Педсовет |
Основные вопросы |
Сроки проведения |
Предварительный |
Готовность учеников к завершению освоения ООП ООО и СОО. |
Март |
Первый |
Допуск к экзаменам, которые проводят в досрочный период |
Март – апрель |
Второй |
Допуск к экзаменам, которые проводят в основной период |
Май |
Повестка заседания зависит от конкретной ситуации. Однако на каждом педсовете лучше придерживаться алгоритма:
1) коллегиально рассмотреть вопрос о допуске к экзаменам;
2) принять решение о допуске к экзаменам;
3) запротоколировать ход заседания;
4) издать приказ на основании решения педсовета.
Примеры повесток каждого педсовета смотрите в таблице.
Примерная повестка педсоветов по допуску к ГИА
Педсовет |
Цель заседания |
Рассматриваемые вопросы |
Предварительный |
Определить меры по ликвидации рисков академических задолженностей у выпускников 9-х, 11-х классов. |
1. О результатах освоения учениками ООП ООО и СОО, итогового собеседования и сочинения (изложения). |
Итоговые документы |
Протокол заседания предварительного педсовета |
|
Первый по допуску к ГИА |
Допустить школьников к экзаменам, которые проводят в досрочный период |
1. О допуске учащихся 9-х классов, освоивших ООП ООО, к ГИА, проводимой в досрочный период. |
Итоговые документы |
Протокол педсовета по допуску к досрочному этапу ГИА |
|
Второй по допуску к ГИА |
Допустить школьников к экзаменам, которые проводят в основной период |
1. О допуске учащихся 9-х классов, освоивших ООП ООО, к ГИА в текущем учебном году. |
Итоговые документы |
Протокол педсовета о допуске к экзаменам в основной период |
Если ученики соответствуют всем установленным требованиям, допустите их к ГИА. Посмотреть требования можно в таблице.
Условия допуска учеников |
|
Нет академической задолженности |
|
Имеют годовые отметки по всем предметам учебного плана за 9-й класс не ниже удовлетворительных |
Имеют годовые отметки по всем предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам СОО не ниже удовлетворительных |
Имеют «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку |
Имеют «зачет» за итоговое сочинение (изложение) |
К экзаменам по учебным предметам, освоение которых завершили ранее, допускайте учеников 10–11-х (12-х) классов, имеющих годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем предметам учебного плана за предпоследний год обучения.
Экстернов допускайте к ГИА, если они получили на промежуточной аттестации отметки не ниже удовлетворительных и «зачет» за итоговое сочинение (изложение) – для ЕГЭ или за итоговое собеседование по русскому языку – для ОГЭ (п. 7 Порядка ГИА-9, п. 8 Порядка ГИА-11).
Внимание
Освободите от ГИА учеников, которые победили в олимпиадах
Освобождение оформляют, если ученики в текущем учебном году стали победителями или призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников или были членами сборных команд России на международных олимпиадах. Освободить можно только от экзамена по предмету, который соответствует профилю олимпиады (п. 4 Порядка ГИА-9, п. 4 Порядка ГИА-11).
Если выявили учеников с академической задолженностью, поручите педагогам провести с ними работу. Школьники вправе ликвидировать задолженность в сроки, которые определит образовательная организация. Можно сделать это не более двух раз в течение года (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Если выпускники не справились с итоговым собеседованием или итоговым сочинением, проинформируйте, что можно пересдать в дополнительные сроки (п. 24 Порядка ГИА-9, п. 30 Порядка ГИА-11). В 2025 году для сочинения установили даты 5 февраля и 9 апреля, для собеседования – 12 марта и 21 апреля. Поручите педагогам дополнительно подготовить таких учеников к повторному испытанию.
Ситуация
Должен ли ученик подтвердить уважительные причины, чтобы сдавать экзамены в досрочный период
Да, если это ГИА-9. Для ГИА-11 уважительные причины не нужны.
Порядки ГИА ввели разный подход к обоснованию допуска учеников в досрочный период. Так, для 9-х классов досрочный период предусмотрели, чтобы дети сдали все экзамены, даже если по каким-то обстоятельствам не могут сделать это в основной период. Поэтому учащийся должен подтвердить уважительность причины документально (п. 43 Порядка ГИА-9). Однако законодатель не уточнил, какие причины считать уважительными и какие документы подойдут для подтверждения. Школе позволили определять это самостоятельно. Например, ученик может уехать в основной период проведения экзаменов на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады, тренировочные сборы, или его могут направить по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий (письмо Рособрнадзора от 06.04.2020 № 01-123/10-01).
Для выпускников 11-х классов действуют другие правила. Они полностью закончили освоение общего образования, поэтому получили возможность сдавать экзамены в досрочный период по желанию – независимо от причин (п. 50 Порядка ГИА-11). Следовательно, им не надо предоставлять документы, которые подтверждают уважительность причины.
Ситуация
Может ли ученик 9-го класса с академической задолженностью сдать ГИА в дополнительные сроки в сентябре
Да, может.
Если ученик не успел ликвидировать академическую задолженность весной или в начале лета, чтобы сдать ГИА-9 в резервные сроки основного периода, он вправе пройти экзамены осенью. В таком случае школа не может отчислить его вместе с остальными учениками в конце 9-го класса, так как он не освоил программу.
Установите школьнику сроки ликвидации задолженности (ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). По желанию родителей оставьте подростка на повторное обучение или переведите на обучение по индивидуальному учебному плану (ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для этого возьмите заявление.
Если родители не хотят оставлять ребенка на повторное обучение, то он будет числиться в своем классе один, пока не ликвидирует задолженность и не получит допуск к ГИА-9. Если подросток не сдал экзамены осенью, а родители не захотели оставлять его на повторное обучение или переводить на индивидуальный учебный план, отчислите ребенка. Подробнее читайте в рекомендации «Как оформить отношения с учеником, который не сдал ГИА-9».
Ситуация
Как поступить, если ученик решил перенести сдачу экзамена с досрочного на основной период
Добавьте вопрос в повестку заседания педсовета по допуску в основной период и примите решение. Отразите это в протоколе.
Пример
Пример формулировки в протоколе
«3. О допуске обучающегося 11-го класса Емельянова Ивана Петровича, освоившего основную образовательную программу среднего общего образования, к государственной итоговой аттестации в текущем учебном году в основной период в связи с изменением сроков сдачи экзамена по заявлению обучающегося.
СЛУШАЛИ по третьему вопросу: заместителя директора по УВР Константинову Е.Е.
ВЫСТУПИЛИ: должность, Ф. И. О., вопросы к докладчику.
РЕШИЛИ:
1. В соответствии с пунктами 8 и 13 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/522, допустить к государственной итоговой аттестации обучающегося 11-го класса Емельянова Ивана Петровича, освоившего основную образовательную программу среднего общего образования, не имеющего академической задолженности, в полном объеме выполнившего учебный план и имеющего результат «зачет» за итоговое сочинение.
Решение принято единогласно».
Как провести ГИА
Дальнейшие действия директора и работников зависят от того, организовали в вашей школе пункт проведения экзамена (ППЭ) или нет. Предлагаем алгоритмы для обоих случаев.
В школе нет ППЭ
Если школу не используют в качестве пункта проведения экзаменов, нужно организовать сопровождение детей в другие ППЭ. Для этого издайте приказ. Укажите в нем, кто будет сопровождать, кого и в какие дни. Поручите сопровождающим проверять, взяли ли выпускники паспорта, гелевые ручки с черными чернилами и материалы, которые можно использовать на экзамене.
Обычно составляют отдельные приказы для 9-х и 11-х классов. Так проще знакомить с приказом и обрабатывать персональные данные.
В приказ можно добавить график, по которому ученики должны отправиться в ППЭ. Это нужно, чтобы избежать лишнего скопления выпускников у школы и на входе в ППЭ, в том числе в случае проведения утренней термометрии. Возьмите за основу график, который прислали из ППЭ.
В школе есть ППЭ
Руководителя и организаторов ППЭ назначает региональный орган власти (подп. 7, 8, 10 п. 26 Порядка ГИА-9, подп. 7, 8, 10 п. 32 Порядка ГИА-11). Если руководителем назначили не вас, все равно нужно помогать в организационных вопросах – например, подготовить аудитории, другие помещения, оборудование, обеспечить взаимодействие школьной охраны и сотрудников Росгвардии и т. д. Для этого можно издать приказ – воспользуйтесь образцом.
Как организовать пересдачу ГИА
С 03.05.2024 действуют поправки в Порядок ГИА-11. Теперь выпускники вправе пересдавать ЕГЭ в дополнительные дни основного периода. Экзамен можно пересдать только один раз по одному учебному предмету по своему выбору из тех, которые сдал в текущем году или ранее – в 10-м классе. В том числе можно пересдать математику и при этом изменить ее уровень, например, с профильной на базовую и наоборот. Предупредите учеников, что председатель ГЭК аннулирует предыдущий результат ЕГЭ по этому предмету. Если выпускник не уверен в своих силах, то лучше не рисковать и не пересдавать экзамен.
Заявление о пересдаче в дополнительный день нужно подать не ранее шести рабочих дней и не позднее двух рабочих дней до дня экзамена (п. 97.2 Порядка ГИА-11). В 2025 году выпускники 11-х классов подают заявления о пересдаче в следующие сроки:
- по учебным предметам, которые сдают 3 июля, не ранее 25 июня и не позднее 30 июня (включительно);
- по учебным предметам, которые сдают 4 июля, не ранее 26 июня и не позднее 1 июля (включительно).
Как учесть результаты ГИА при выдаче аттестатов
Проинформируйте выпускников о результатах ГИА под подпись. Результаты определяют, насколько полно ученик освоил образовательную программу основного общего и среднего общего образования (ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ученикам, которые успешно прошли ГИА, выдайте аттестаты (ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Подробнее читайте в рекомендации «Как заполнить и выдать аттестат».
Чтобы установить успешность прохождения ГИА, Рособрнадзор определяет минимальное количество баллов, которое подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования. Кроме того, он направляет учредителям рекомендации по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение образовательной программы основного общего образования (п. 25 Порядка ГИА-9, п. 31 Порядка ГИА-11).
Чтобы выставить итоговые отметки в аттестат за 9-й класс, используйте региональный нормативный акт, который утверждает минимальное количество первичных баллов и правила перевода результатов ГИА-9 в пятибалльную систему. По этому поводу в 2024 году Рособрнадзор разослал письмо от 21.02.2024 № 04-48. На 2025 год соответствующего письма в настоящее время нет.
Чтобы определить, сдал ли выпускник 11-го класса ГИА, используйте информацию из приказа Рособрнадзора от 26.06.2019 № 876.
Ситуация
Может ли школьник отказаться от ГИА по предметам по выбору
Да, если это ЕГЭ.
Порядки ГИА устанавливают разные условия сдачи экзаменов по выбору. В 9-м классе учащиеся обязаны пройти ГИА в виде четырех экзаменов: по двум обязательным учебным предметам – «Русский язык» и «Математика», и двум предметам по выбору (п. 8 Порядка ГИА-9). В этом случае подросток не вправе отказаться от сдачи экзаменов по предметам по выбору. Это объясняется еще и тем, что результаты этих экзаменов засчитываются при выставлении итоговой отметки в аттестат (п. 5.3 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).
Исключение сделали только для детей с ОВЗ и инвалидностью. Они могут по желанию проходить ГИА только по обязательным предметам (п. 8 Порядка ГИА-9). Этот факт указывают в заявление вместе с формой ГИА.
Выпускникам 11-х классов разрешили сдавать ЕГЭ по другим предметам (необязательным) на добровольной основе по своему выбору. Результаты этих экзаменов понадобятся им только для того, чтобы передать их в вуз при поступлении (п. 9 Порядка ГИА-11).
Ситуация
Могут ли ученики отказаться от ГИА
Нет, не могут.
Минпросвещения и Рособрнадзор установили, что ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию ООП ООО и СОО, обязательна (п. 2 Порядка ГИА-9, п. 2 Порядка ГИА-11). Получается, что учащиеся, осваивающие эти программы обязаны поучаствовать в ГИА. Если они пройдут аттестацию успешно, то получат документ, подтверждающий, что они освоили основной или средний уровень общего образования, – аттестат. Если результаты ГИА окажутся неудовлетворительными, то ученик имеет право пересдать экзамены или отчислиться и получить справку об обучении (ч. 4, 12 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Особенности ГИА для новых регионов
В 2024/2025 учебном году действуют особенности для двух категорий лиц:
- обучающихся в школах ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях;
- обучавшихся в школах ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, но с 2021/22 учебного года принятых на обучение в школы других регионов России.
Особенности установили в приказе Минпросвещения, Рособрнадзора от 09.02.2024 № 89/208. Предусмотрели отдельные условия для ГИА-9 и ГИА-11.
ГИА-9
Форма ГИА – ГВЭ или промежуточная аттестация. Участники ГИА-9 проходят аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) по русскому языку и математике либо в форме промежуточной аттестации. В новых регионах форму определяют органы власти, а в остальных – сам выпускник (п. 4, 5 Особенностей, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 09.02.2024 № 89/208).
Дети, прервавшие обучение, вправе изменить выбранную форму ГИА. Для этого им надо подать новое заявления в ГЭК минимум за две недели до начала соответствующего экзамена (п. 11 Особенностей, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 09.02.2024 № 89/208).
Есть перечень причин для сдачи экзаменов в резервные сроки. В резервные сроки каждого периода экзамены могут сдавать участники:
- получившие неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов – русскому языку или математике;
- не явившиеся на экзамен по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
- подавшие апелляции о нарушении Порядка, которые были удовлетворены;
- получившие аннулирование результатов по решению председателя ГЭК за нарушение Порядка ГИА.
В случае несдачи ГВЭ можно пройти ГИА в форме промежуточной аттестации. Если ученик сдавал ГИА в форме ГВЭ, но не сдал или получил неудовлетворительные результаты по обоим предметам либо получил повторно неудовлетворительный результат по одному из обязательных предметов в резервные сроки, то он может сдать ГИА в форме промежуточной аттестации (п. 14 Особенностей, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 09.02.2024 № 89/208). Для этого проведите для него промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана, изучавшимся в девятом классе. А в аттестат выставите итоговые отметки по результатам промежуточной аттестации или среднее арифметическое четвертных (триместровых) отметок за девятый класс – при их наличии.
ГИА-11
Можно выбрать форму ГИА. В новых регионах органы власти вправе установить, что ГИА-11 пройдет в виде ГВЭ или промежуточной аттестации (п. 4 Особенностей, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 09.02.2024 № 89/208). Дополнительно участник ГИА-11 может выбрать традиционную форму – ЕГЭ.
Ученики, которые уже перевелись в школы других регионов России, могут самостоятельно выбрать форму ГИА – в виде ЕГЭ, ГВЭ или промежуточной аттестации. Допускается также сочетание форм по обязательным учебным предметам – ГВЭ и ЕГЭ.
Пример
Региональное регулирование
На территории ЛНР органы власти определили, что ГИА-11 пройдет в форме промежуточной аттестации по всем учебным предметам учебного плана ООП СОО. В аттестат выставляют итоговые отметки по результатам промежуточной аттестации или определяемые как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по программе (при наличии).
Ученики вправе по собственному выбору пройти ГИА в форме ЕГЭ по обязательным учебным предметам – «Русский язык» и «Математика» (п. 2 приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2024 № 380-од).
Есть возможность поменять форму ГИА за две недели до экзамена. Все участники ГИА вправе изменить форму аттестации не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена. Для этого им надо подать новое заявление в ГЭК с измененной формой (п. 12 Особенностей, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 09.02.2024 № 89/208).
Участники вправе дополнительно сдать ЕГЭ по выбранным предметам. Ученики также вправе сдать ЕГЭ по литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам и информатике – по выбору, чтобы передать результаты в вузы.
В случае несдачи ЕГЭ или ГВЭ можно пройти ГИА в форме промежуточной аттестации. Если участник ГИА не сдал ЕГЭ или ГВЭ или получил неудовлетворительные результаты по обоим обязательным предметам либо получил повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов в резервные сроки, то может пройти ГИА в форме промежуточной аттестации – по всем предметам учебного плана ООП СОО (п. 17 Особенностей, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 09.02.2024 № 89/208). Тогда в аттестат им надо выставить итоговые отметки в виде результатов промежуточной аттестации или среднего арифметического полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок за каждый год обучения по ООП СОО – при наличии.