Минпросвещения подготовило проект порядка тестирования детей-иностранцев на знание русского языка. Проектом предлагают установить основные правила и требования для проведения тестирования при приеме в школу. Порядок должны утвердить до начала приемной компании 2025 года.
С 1 апреля 2025 года вводится обязательное тестирование на знание русского языка для детей иностранцев при их приеме в государственные и муниципальные школы. Процедуру вводят, чтобы обеспечить равные права школьников. Тестирование будет бесплатным. Если ребенок не наберет необходимое количество баллов, то его не примут на обучение по ООП НОО, ООО или СОО (Федеральный закон от 28.12.2024 № 544-ФЗ).
Процедуру тестирования урегулируют Минпросвещения, Рособрнадзор и органы государственной власти субъектов в сфере образования. Первое ведомство определит Порядок прохождения тестирования и требования к его проведению, второе – разработает диагностические материалы и критерии оценивания, установит минимальные проходные баллы. Третье – урегулирует порядок подачи заявления для тестирования и учета их результатов. В настоящее время есть только проект Минпросвещения. Подробные разъяснения по его содержанию читайте в разделах ниже.
Кто будет проводить тестирование
Тестирование организуют в специальных центрах. Их создадут на базе государственных и муниципальных школ. В каждом субъекте перечень центров определят орган государственной власти в сфере образования (п. 2 проекта порядка тестирования). Например, в Москве – департамент образования и науки, в Санкт-Петербурге – комитет по образованию, в Московской области – Министерство образования.
Федеральных критериев отбора школ, в качестве центра тестирования, нет. В перечень могут включить, как все школы региона, так и отдельные. Чтобы узнать отобрали школу в качестве центра или нет, обратитесь с устным, письменным или телефонным запросом в орган власти. Так же информацию можно отслеживать на официальном сайте органа власти. Получить конкретный ответ сможете только после того как Минпросвещения утвердит порядок тестирования.
Кого будут тестировать
Основная категория тестируемых – несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которые планируют поступить на обучение по ООП НОО, ООО или СОО (п. 1 и 3 проекта порядка тестирования). При этом в тестировании также должны будут принять участие уже зачисленные иностранные ученики, если в процессе обучения обнаружится, что он недостаточно владеет языком для освоения образовательных программ общего образования (абз. 1 п. 16 проекта порядка тестирования).
Участие в тестировании заявительное. Родители детей-иностранцев должны подать в школу-центр тестирования два документа: заявление в письменной или электронной форме и согласие на обработку персональных данных (п. 12 проекта порядка тестирования). Дополнительные документы и порядок подачи заявления определят региональные органы государственной власти в сфере образования (абз. 2 п. 1 проекта порядка тестирования). Возможно власти также разработают типовую форму заявления и иных документов. Если этого не сделают, школа-центр тестирования должна будет составить их самостоятельно.
Когда будут проводить тестирование
Конкретных дат или периода проведения тестирования в федеральном порядке не установлено. Если требования не урегулируют региональные органы власти, школы будут проводить тестирование в течение всего учебного года. Основной этап выпадет на время приемной компании в 1-й класс – с 1 апреля по 30 июня, с 6 июля по 5 сентября (п. 17 Порядка приема в школу).
Расписание тестирования определит школа-центр тестирования самостоятельно (п. 9 проекта порядка тестирования). Единственное условие – продолжительность тестирования не должна превышать 80 минут (абз. 2 п. 6 проекта порядка тестирования).
Какую форму тестирования будут использовать
Тестирование будут проводить в устной и письменной формах (п. 6 проекта порядка тестирования). Для поступающих в 1-й класс тестирование проведут только по двум видам речевой деятельности: «Говорение» и «Аудирование» (абз. 3 проекта требований для тестирования).
По необходимости тестирование могут проводить с использованием компьютерных технологий (п. 6 проекта порядка тестирования).
Какие диагностические материалы будут использовать
Диагностические материалы для тестирования разработает Рособрнадзор (абз. 1 п. 5 проекта порядка тестирования). Их ротацию он будет проводить ежеквартально. Готовые материалы будут направлять Минпросвещения не позднее чем за 10 календарных дней до наступления следующего квартала календарного года (абз. 3 п. 5 проекта порядка тестирования). Как и когда Минпросвещения будет расслылать материалы в школы-центры тестирования пока не определили.
Информационные материалы о структуре и содержании диагностических материалов и демонстрационный вариант диагностических материалов Рособрнадзор будет публиковать на своем официальном сайте или на сайте уполномоченной организации. Пока такая организация не определена (абз. 2 п. 5 проекта порядка тестирования).
Как подготовить школу к тестированию
Если школу выберут центром тестирования, директор должен будет создать две специальные комиссии, выделить учебные кабинеты и оснастить их оборудованием.
Создать две комиссии
Директор школы должен создать две комиссии. Минпросвещения предъявляет к ним особые требования. Подробности – в таблице.
Требования к комиссиям для тестирования
Как назвать |
Зачем создавать |
Кого включить в состав |
Чем руководствоваться |
Комиссия по проведению тестирования |
Провести тестирование |
Не менее трех педагогов школы-центра тестирования. Возглавить комиссию должен председатель, а обеспечить работу – члены |
Создавать комиссию и организовать ее работу нужно в соответствии с требованиями, которые определит орган государственной власти субъектов в сфере образования (п. 7 проекта порядка тестирования) |
Конфликтная комиссия |
Разрешить спорные вопросы, которые возникают |
Можно включать представителей заинтересованных органов государственной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных организаций. Нельзя включать членов комиссии по проведению тестирования |
Локальным актом школы-центра тестирования. Он должен содержать порядок создания, организации работы, принятия решений конфликтной комиссии (п. 8 проекта порядка тестирования) |
Выделить кабинеты
Выделите для тестирования один или несколько изолированных школьных кабинетов. Количество зависит от численности тестируемых. Основное правило: каждый участник сидит один за партой, а площадь кабинета соответствует пункту 3.4.14 СП 2.4.36480-20 (абз. 4 п. 10 проекта порядка тестирования).
Если тестирование будет проходить участник с ОВЗ, рабочее место нужно оборудовать в соответствии с его индивидуальными особенностями (п. 11 проекта порядка тестирования). Например, для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата рабочее место желательно оборудовать в ряду у дверного проема. Для ребенка-колясочника нужно расширить проход между рядами парт – он должен быть не менее 0,9 м и не менее 1,2 м, если нужен поворот коляски (п. 6.2.2 СП 59.13330.2020).
Оснастить кабинеты оборудованием
Каждый кабинет для тестирования нужно будет оснастить техническими средствами, которые позволят зафиксировать устные ответы участников и всей процедуры тестирования (абз. 1- 3 п. 10 проекта порядка тестирования). Перечень средств открытый. Можно использовать ноутбук, диктофон, видеокамеру и другие. Средства должны не только вести запись, но иметь возможность ее воспроизвести (абз. 1 п. 10 проекта порядка тестирования). Например, если тестируемый пожелает ознакомится с записью своего ответа.
Записи нужно сохранить на аудионосители и видеоносители (абз. 1 п. 10 проекта порядка тестирования). Рекомендуем использовать внешние носители информации. Например, жесткий диск, флеш-накопитель, CD – и DVD-диски. Такой тип устройств легче использовать в работе и направить в Рособрнадзор, если он пришлет такой запрос (абз. 2 п. 20 проекта порядка тестирования). Хранить аудионосители и видеоносители нужно будет не менее 5 лет (абз. 1 п. 20 проекта порядка тестирования).
По своему усмотрению или по необходимости школа-центр тестирования может использовать дополнительные технические средства. Например, чтобы воспроизвести текст задания, можно использовать аудиоколонки, подключенные к компьютеру.
Как организовать первичное тестирование
Организовать тестирование нужно будет, ориентируясь на контрольные сроки. Подробности – ниже в подразделах.
Минимум за неделю до тестирования
Не позже чем за неделю до проведения тестирования школа-центр тестирования должна будет размещать на своих информационных стендах и официальном сайте обязательную информацию (п. 13 проекта порядка тестирования). К ней относят:
- даты проведения тестирования;
- демонстрационные варианты диагностических материалов;
- критерии оценивания знания русского языка.
Раздел сайта или стенда, в который размещают вышеуказанную информацию, законодателем не определен. Рекомендуем, опубликовать информацию в разделе, который содержит сведения о зачислении в школу.
В день тестирования
До начала тестирования один из членов комиссии по его проведению должен будет проводить инструктаж тестируемых (п. 14 проекта порядка тестирования). Что должно входить в его содержание законодатель не определил. Полагаем, что участников проинструктировать о технике безопасности во время тестирования и последствиях нарушения порядка его проведения.
Кроме того, член комиссии должен рассказать о процедуре, форме проведения и продолжительности тестирования, о времени и месте ознакомления с его результатами (п. 14 проекта порядка тестирования).
В течение трех дней после тестирования
В течение трех рабочих дней запись с результатами тестирования школа-центр тестирования должна вносить в государственную информационную систему в сфере образования (п.15 проекта порядка тестирования). При этом законодатель не уточнил название данной системы и не указал, из каких сведений должна состоять указанная запись.
Если тестируемый не набрал проходные баллы, школа-центр тестирования должна порекомендовать его родителям направить ребенка на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в сфере обучения русскому языку (абз. 1 п. 17 проекта порядка тестирования). Пройти обучение ребенок может в любой образовательной организации, которая реализует такие программы. Оплачивают обучение родители. Срок обучения не должен быть менее 3 месяцев.
Как организовать повторное тестирование
Повторное тестирование организуют для детей, которые не набрали проходные баллы при первичном тестировании. При этом заявление о повтором тестировании школа-центр тестирования должна принимать при условии, что ребенок прошел обучение по дополнительным общеразвивающим программам в сфере обучения русскому языку (п. 18 проекта порядка тестирования).
Заявление на повторное тестирование родители смогут подать в сроки, которые установят органы государственной власти субъекта в сфере образования. Решение о допуске к повторному тестированию школа должна будет принять не позднее 30 дней с даты поступления заявления (абз. 2 п. 18 проекта порядка тестирования).
Для повторного тестирования школа должна будет предоставить тестируемому вариант диагностических материалов, который отличается от того, по которому он первоначально не набрал проходные баллы (п. 19 проекта порядка тестирования).
Как оценивать результаты тестирования
Критерии оценивания работ тестируемых определит Рособрнадзор. Их включат в комплект с диагностическими материалами (п. 5 проекта порядка тестирования). По результатам оценивания школа-центр тестирования установит у тестируемого «достаточный» или «недостаточный» уровень знаний русского языка (п. 4 проекта порядка тестирования).
Чтобы тестируемому установили «достаточный» уровень знания русского языка, он должен соответствовать предметным результатам освоения федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык». Поступающих в 1-й класс будут оценивать на основе характеристик возможных достижений на этапе завершения освоения ФОП ДО. Требования к тестируемым по каждому классу Минпросвещения перечислило в приложении 2 проекта.