Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

В 2023/2024 учебном году итоговое собеседование будут проходить по новому Порядку ГИА-9. Предлагаем обзор изменений в процедуре испытания и алгоритм, как подготовить школу к собеседованию, проконтролировать его и оформить результаты. Скачивайте готовые образцы.

Что изменилось в итоговом собеседовании

Итоговое собеседование – необходимый этап допуска учеников к ГИА-9. Основная дата проведения в 2024 году – 14 февраля. В новом Порядке ГИА-9 скорректировали сроки повторного испытания и информирования, обязанности участников, основания допуска к пересдаче. Добавили возможность дистанционного проведения.

Новые сроки

Изменили дату последнего повторного собеседования. Вместо первого рабочего понедельника мая итоговое собеседование проведут в третий понедельник апреля. В 2023/24 учебном году второе повторное собеседование пройдет 15 апреля.

 

Скорректировали требования к информированию родителей об итоговом собеседовании. Теперь о датах испытания, порядке проведения и проверки собеседования школа должна сообщать не позднее, чем за месяц до основной даты итогового собеседования, то есть в 2023/24 учебном году проинформировать участников собеседования до 14 января. Ранее нужно было проинформировать за месяц до завершения срока подачи заявления.

 

Еще изменили порядок информирования о датах, порядке проведения и проверки итогового собеседования. Теперь это нужно сделать за месяц до основной даты итогового собеседования. До этого действовало требование о сроке – за месяц до завершения срока подачи заявления на собеседование.

Документы для детей с ОВЗ и инвалидов

Уточнили условия подачи заявлений для детей с ОВЗ и инвалидов. Теперь ученикам и экстернам нужно одновременно с заявлением подать:

  • оригинал или заверенную копию рекомендаций ПМПК – для детей с ОВЗ;
  • оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность – для детей-инвалидов и инвалидов.

Подобные условия были в ежегодных методических рекомендациях Рособрнадзора по проведению итогового собеседования. Также эти требования совпадают с условиями подачи заявления на экзамены.

Обязанности участников

Установили, что во время проведения собеседования участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Если подросток нарушит запрет, его удалят с испытания.

Основания допуска к повторному итоговому собеседованию

Из-за новых запретов для участников, ввели дополнительное основание для повторной сдачи собеседования в дополнительные сроки. Если девятиклассника удалили с итогового собеседования за то, что он имел при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и др., то он может пройти собеседование второй раз.

Дистанционный формат

В Порядке ГИА закрепили возможность организовать итоговое собеседование с помощью дистанционных средств обучения. Такое решение должен принять региональный орган власти или учредитель. Ранее дистанционный формат допускался только в методических рекомендациях Рособрнадзора по проведению итогового собеседования.

Как подготовить школу к итоговому собеседованию

Перед итоговым собеседованием предоставьте участникам необходимую информацию. Создайте две комиссии: по проведению и проверке собеседования. Примите заявления от учеников и распределите их по кабинетам. Проверьте расписание и, если надо, внесите изменения, чтобы освободить кабинеты для собеседования. Завершите мероприятия проверкой готовности школы.

Проинформируйте участников

Опубликуйте на сайте информацию о сроках и правилах итогового собеседования (п. 28 Порядка ГИА-9). Успейте опубликовать за месяц до основной даты проведения итогового собеседования:

  • даты проведения испытания;
  • порядок проведения и порядок проверки итогового собеседования, которые утвердили региональный орган власти или учредитель;
  • сроки, места и порядке информирования о результатах итогового собеседования.

Оформите отдельный раздел – так ученики и родители быстрее найдут нужные сведения. Можете его совместить с общей информацией о ГИА или выделить отдельный подраздел об итоговом собеседовании. В 2023/2024 учебном году надо успеть разместить информацию до 14.01.2024.

Внимание

Рособрнадзор подготовил методические документы по итоговому собеседованию в 2023/24 учебном году

В письме от 20.10.2023 № 04-339 Рособрнадзор направил рекомендации по организации и проведению итогового собеседования, с инструкциями для организаторов и необходимыми формами.

Проведите классные часы и родительские собрания. Расскажите об условиях проведения собеседования:

  • месте и дате проведения испытания;
  • порядке проведения собеседования, установленном региональным органом власти;
  • проведении аудиозаписи ответов участников собеседования;
  • где и когда можно получить информацию о результатах испытания.

Ведомство не установило сроки, когда надо ознакомить детей и родителей лично. Главное – сделать это до начала итогового собеседования. Попросите всех подписью подтвердить, что ознакомились с информацией. Например, составьте отдельные листы для учеников и родителей и попросите каждого расписаться в том, что проинформирован об условиях проведения собеседования (п. 1.6 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

Создайте комиссии

Чтобы создать комиссии по проведению и проверке итогового собеседования, издайте приказ. Сделайте это минимум за две недели до испытания (п. 3.5 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339). Воспользуйтесь готовым образцом. 

 

>>> Приказ о проведении итогового собеседования и создании комиссий

 

В комиссию по проведению итогового собеседования включите минимум четыре человека. Кому и что поручить, смотрите в таблице.

Кого включить

Что поручить

Дополнительные требования

Ответственный организатор

Подготовить и провести итоговое собеседование по инструкции из приложения 1 к Рекомендациям Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339

Назначьте ответственным заместителя руководителя по УВР. Ему будет легче всех скоординировать и проконтролировать исполнение поручений

Организатор проведения итогового собеседования

Сопровождать участников итогового собеседования в аудиторию и обратно – в кабинет для участников, прошедших итоговое собеседование.

Следить, чтобы все ученики соблюдали порядок, если итоговое собеседование проходит во время учебного процесса.

Выполнять другие действия по инструкции из приложения 5 к Рекомендациям Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339

Организатором может быть любой работник школы

Собеседник

Проверять паспорта участников.

Проводить инструктаж участника итогового собеседования по выполнению заданий КИМ.

Фиксировать время начала и окончания итогового собеседования для каждого участника.

Проводить собеседование с участниками.

Выполнять другие действия по инструкции из приложения 3 к Рекомендациям Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339

Собеседником назначьте педагога, который обладает коммуникативными навыками и грамотной речью независимо от опыта работы

Технический специалист

Получить КИМ итогового собеседования от РЦОИ.

Подготовить технические средства для ведения аудиозаписи в аудиториях итогового собеседования.

Обеспечить работу штаба и всех технических устройств в нем.

Выполнять другие действия по инструкции из приложения 2 к Рекомендациям Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339

Назначьте техническим специалистом работника, который имеет опыт работы с программным обеспечением и техникой. Например, учителя информатики или системного администратора

В комиссию по проверке итогового собеседования включите учителей русского языка и литературы. Их количество определите с учетом общего объема участников итогового собеседования, аудиторий и количества учителей русского языка и литературы, которые работают в школе. Поручите им действовать по инструкции из приложения 4 к Рекомендациям Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339.

Если участников собеседования и учителей русского языка и литературы в школе немного, то создайте единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования.

Убедитесь, что эксперты соответствуют требованиям Рособрнадзора (п. 7.1 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339). Подробности – в таблице.

 

Требования к экспертам по проверке ответов на итоговом собеседовании

 

Требования

Содержание требований

Знать законодательство

Требования к результатам освоения ООП ООО по русскому языку, установленные ФГОС ООО.

Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования.

Рекомендации Рособрнадзора по организации и проведению итогового собеседования

Иметь образование

Высшее образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»

Уметь проверять собеседование

Объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования.

Применять установленные критерии оценивания.

Разграничивать ошибки и недочеты различного типа.

Оформлять результаты проверки в соответствии с требованиями.

Обобщать результаты

Ознакомьте членов комиссий с порядком проведения итогового собеседования, который установил региональный орган власти, и рекомендациями Рособрнадзора. Сделайте это под подпись (п. 1.6 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

Примите заявления от учеников

Чтобы ученики смогли участвовать в итоговом собеседовании, попросите подать заявление минимум за две недели до испытания (п. 19 Порядка ГИА-9). Крайний срок – до 31.01.2024. Используйте образец из приложения 11 к Рекомендациям, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339.

 Приказ

Заявление на участие в итоговом собеседовании по русскому языку

Внимание

Заявление на итоговое собеседование должен подписать ученик и его родитель.

 

Рособрнадзор предусмотрел на форме заявления место для подписей и школьника, и его родителя. Поэтому проверьте, чтобы расписались оба.

 

Чтобы организовать итоговое собеседование для детей с ОВЗ, возьмите с них оригинал или заверенную копию рекомендаций ПМПК, а с детей-инвалидов и инвалидов – оригинал или заверенную копию справки об инвалидности.

 

Если ученик хочет, чтобы собеседование провели на дому или в медорганизации, то он должен приложить к заявлению медицинское заключение и рекомендации ПМПК (п. 6.3 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339.

Внесите изменения в расписание

Проверьте расписание – не запланированы ли учебные занятия в тех кабинетах, где пройдет итоговое собеседование. Если выявили наложение, внесите в расписание изменения и перенесите уроки в другие кабинеты. Для этого издайте приказ.

Приказ 

Приказ о замене учебных кабинетов в связи с проведением итогового собеседования

 

Разместите объявление о замене кабинета на информационном стенде и сайте школы.

Проверьте готовность школы

Определите кабинеты, в которых будете проводить итоговое собеседование, где участники будут ждать очереди и куда вернутся после собеседования.

 

Аудитории для собеседования должны быть изолированы от остальных кабинетов, в которых ведете уроки. Поручите техническому специалисту организовать рабочее место в аудитории и оборудовать его средствами аудиозаписи. Например, установить и настроить компьютер, микрофон или диктофон (п. 3.3 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

 

В учебных кабинетах, где ученики ожидают очередь, организуйте уроки. После собеседования приводите детей в отдельный кабинет, где они подождут следующего занятия и не смогут пересечься с участниками, которые еще не сдали собеседование.

 

Оборудуйте штаб – помещение, в котором технический специалист получит КИМ итогового собеседования и внесет результаты в специализированную форму. Поручите техническому специалисту проверить, есть ли в штабе телефонная связь, принтер, персональный компьютер с выходом в интернет. Специалист должен настроить свое рабочее место и за три дня до собеседования установить программное обеспечение «Результаты итогового собеседования» (п. 3.4 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

 

За день до собеседования поручите техническому специалисту проверить исправность всего оборудования для итогового собеседования. Проследите, чтобы он получил с сайта ФГБНУ «ФИПИ» ( http://fipi.ru) и размножил критерии оценивания итогового собеседования для экспертов. Специалист также должен получить от РЦОИ список участников, ведомости учета, протоколы экспертов и специализированную форму (п. 3.7 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

 

Поручите ответственному организатору распределить участников по кабинетам, в которых они будут проходить собеседование, – не позднее чем за день до проведения итогового собеседования. Для этого в списке участников заполните графу «номер аудитории». Если по факту кто-то из участников не придет на собеседование, то в этой графе организатор проведения ставит «Н» по поручению ответственного организатора.

Как провести итоговое собеседование

Проведите собеседование во вторую среду февраля, а повторно – во вторую рабочую среду марта и третий понедельник апреля (п. 18, 24 Порядка ГИА-9). В 2023/24 учебном году – 14 февраля и дополнительно 13 марта и 15 апреля.

 

В день собеседования организуйте работу специалистов и контролируйте порядок. Предупредите охранников, что в школу можно пустить должностных лиц Рособрнадзора или регионального органа власти, если они предъявят подтверждающие полномочия документы и паспорт. Также можно допустить ассистентов участников с ОВЗ (п. 5.2 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339). В 2023/24 учебном году из разрешенного списка посетителей исключили аккредитованных общественных наблюдателей и представителей СМИ.

 

Начните собеседование в 9.00. Проследите, чтобы участники находились в кабинете ожидания. Организатор проведения должен приводить их по одному на собеседование и отводить в другой кабинет после испытания.

 

Поручите техническому специалисту получить КИМ итогового собеседования от РЦОИ не ранее 7.30 и передать их ответственному организатору. Специалист также должен контролировать качество аудиозаписи бесед участников с собеседником. Порядок организации записи определяет региональный орган власти. Например, может вестись потоковая или персональная аудиозапись каждого участника итогового собеседования, а могут установить комбинирование потоковой и персональной аудиозаписей.

 

Региональный орган власти должен выбрать одну или две схемы оценки ответов учеников – сразу во время собеседования или после на основе записи. Если установили проверять ответы после собеседования по аудиозаписям, то поручите собеседнику предложить ученику прослушать запись и убедиться, что ответ записан четко без помех. Участник прослушивает запись по желанию. Если запись некачественная, то ученик вправе пересдать собеседование в дополнительные сроки в текущем году или в этот же день, но по другим КИМ. При этом ответственный организатор составляет «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам» (п. 5.7 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

 

Если одновременно с индивидуальной ведете потоковую запись, то можно не предлагать ученику прослушивать ответ. Запись дублируется, и за ее качество отвечает технический специалист. Он проверяет исправность оборудования до начала итогового собеседования в каждой аудитории и при необходимости в перерывах между разными участниками. В любом случае порядок прослушивания аудиозаписей устных ответов участников определяется региональный орган власти (п. 5.7 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

Как оформить результаты итогового собеседования

Если региональный орган власти выбрал вторую схему оценки – по аудиозаписям ответов, то комиссия проверяет ответы участников в течение пяти календарных дней (п. 7.4 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339).

Поручите ответственному организатору собрать все документы от собеседников, технического специалиста и экспертов – в штабе. Затем документы надо передать в РЦОИ. Аудиофайлы с записями ответов участников передают на флеш-носителях или по защищенной сети, а списки участников, ведомости учета, протоколы экспертов – в бумажном виде или также по защищенной сети.

 

Попросите технического специалиста занести в специализированную форму информацию по каждому участнику. Сделать это надо с помощью программного обеспечения «Результаты итогового собеседования» и сохранить в специальном формате B2P. Проконтролируйте, чтобы форму отправили в РЦОИ.

 

РЦОИ загружает все файлы в РИС ГИА и обрабатывает результаты участников итогового собеседования с помощью программного обеспечения «Импорт ГИА-9».

Ознакомьте каждого ученика с его результатом под подпись (п. 1.6 Рекомендаций, направленных письмом Рособрнадзора от 20.10.2023 № 04-339). Сделайте это на собраниях или классных часах.

 

Если ученик получил «незачет», объясните, когда он сможет пройти собеседование повторно. В 2024 году это можно сделать 13 марта и 15 апреля. К повторному собеседованию допустят только учеников и экстернов:

  • получивших «незачет» по итоговому собеседованию;
  • удаленные с итогового собеседования за нарушение требований, установленных пунктом 22 Порядка ГИА-9;
  • не явившихся на итоговое собеседование по уважительным причинам;
  • не завершивших итоговое собеседование по уважительным причинам.

Уважительные причины надо подтвердить документально. Например, в случае болезни ученик должен принести справку из медорганизации.

 

Если участник итогового собеседования не пришел на испытание без уважительных причин или не может подтвердить их документально, не допускайте его к повторному собеседованию и ГИА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Материал из Справочной системы «Образование»
 https://1obraz.ru

Добавить комментарий