Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

Война оставила свой след на всем, к чему прикоснулась: пострадали экономические, политические и производственные сферы. Вынужденный уклад жизни не обошел стороной и образовательную систему. Но несмотря на все трудности, обучение в школах и университетах активно продолжалось.

 

В самом начале войны сфера образования сразу же столкнулась с существенной проблемой: нехваткой кадров. Многие учителя ушли на фронт, а на их замену пришли ещё совсем юные выпускники 7 классов. К преподаванию в то время предъявлялись строгие требования: теперь главными задачами учителей было воспитание детей в духе патриотизма и приобщение их к труду для военных нужд в сельском хозяйстве и на предприятиях.

 

Изменилось и содержание учебной программы: большее значение приобрела практическая направленность. Специально для этого были созданы учебно-производственные мастерские, а с 1941 года к изучаемым дисциплинам добавились и основы сельского хозяйства.

 

Молодые преподаватели не остались без поддержки со стороны государства. В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным.

 

1

 

В задачи Академии входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики, повышение качества педагогического образования и помощь в создании учебников и пособий.

Теперь образовательную систему ждала еще одна трудность — дефицит учебных помещений. Количество жертв войны продолжало расти, а больничные места сокращаться. Школы объединяли, а освободившиеся реконструировали под госпитали для раненных.

Как проходили уроки

8oeIJ9Lk5jY

 

Уроки в школах проходили в три смены: с 7:30 до 23:00 и длились по 35 минут с короткой 5-минутной переменкой. В классах размещались 30-40 человек, за партой теснились по 3-4 ученика. На первом уроке проводили «политинформацию»: 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте.

Не хватало всего: чернил, карандашей, учебников и тетрадей. Вместо чернил ученики использовали уголь или свекольный сок, а тетради заменяли газетами или старыми квитанциями. Ситуация с учебниками была ещё критичнее: выдавали один на несколько человек, живущих рядом.

Учитель Зоя Яковлевна Гилева, работавшая во время войны завучем школы в селе Поповичево Алтайского края, вспоминает дефицитные времена:

«Учебников было мало, их очень берегли.

Помню, в 4 классе на 39 учащихся было всего 4 учебника истории.

Но историю ребята знали превосходно!

Мой ученик Гоша Стариков мог заменить заболевшего учителя».

Именно в годы Великой войны, в системе образования сложились принципы, которыми мы пользуемся до сих пор. Среди них:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обязательная школьная форма;
  • Аттестат зрелости;
  • Всеобщее об­учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания;
  • Вручение золотой и серебряной медали лучшим ученикам.

Весь учебный процесс был активно связан с трудовой деятельностью. В городах и поселках по всей стране школьники трудились на промышленных предприятиях и уже очень скоро выполняли нормы взрослых рабочих. К примеру, ученица Вера Тихова уже к своим 15 годам стала токарем третьего разряда в блокадном Ленинграде.

Студенческая жизнь

2

 

Быть студентом в годы ВОВ тоже было нелегко. Основной формой преподавания были лекции, так как проведение семинарских занятий затруднялось нехваткой учебных пособий. Реформы студенческого образования направили на 2 вектора. Во-первых, большее внимание стало уделяться военной и физической подготовке студентов. Во-вторых, из программы обучения убирались все второстепенные материалы и предметы.

Студенты совмещали учебу с работой на сельском хозяйстве и производстве. В случае если рабочие часы совпадали с занятиями, учащиеся освобождались от посещений лекций и семинаров. Но выполнение домашних заданий и сдача экзаменов были строго обязательны для всех. Невыполнение условий вело к исключению из вуза.

 

Теплые воспоминания о студенчестве омрачились тяжелой военной ситуацией. Вот что об этом говорили бывшие студентки:

 

«Мы жили в одной комнате с девочками из МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории, ныне факультет МГУ). Очень трудно было. Занятия проводились в жутких аудиториях, разбросанных по всему городу. Помещения не отапливались, в чернильницах замерзали чернила. Я вообще не представляю, как мы выжили. Страшная зима. Все были плохо одеты. Жили в полуподвальном помещении без отопления. За хлебом отправляли одну девочку из комнаты, которую одевали все вместе. Одна давала валенки, вторая — варежки, третья — шапку, четвертая — пальто. Мы отдавали ей свои карточки, и она уходила за хлебом. На студента тогда давали по 500 граммов в день».

Педагогическая наука в ВОВ  

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о подготовке новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

 

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878–1946) – президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) – известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889–1954) – заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897–1957) занималась историческим образованием – руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873–1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.


 

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 

 Программы профессиональной переподготовки за 2500 рублей, участвующие в акции:  

 Программы профессиональной переподготовки 520 часов за 4000 рублей, участвующие в акции:  

Программы повышения квалификации, участвующие в акции: 

Сдвоенные программы обучения, участвующие в акции:  

 

Источник:  vc.ru

 

Контакты для связи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить