Война оставила свой след на всем, к чему прикоснулась: пострадали экономические, политические и производственные сферы. Вынужденный уклад жизни не обошел стороной и образовательную систему. Но несмотря на все трудности, обучение в школах и университетах активно продолжалось.
В самом начале войны сфера образования сразу же столкнулась с существенной проблемой: нехваткой кадров. Многие учителя ушли на фронт, а на их замену пришли ещё совсем юные выпускники 7 классов. К преподаванию в то время предъявлялись строгие требования: теперь главными задачами учителей было воспитание детей в духе патриотизма и приобщение их к труду для военных нужд в сельском хозяйстве и на предприятиях.
Изменилось и содержание учебной программы: большее значение приобрела практическая направленность. Специально для этого были созданы учебно-производственные мастерские, а с 1941 года к изучаемым дисциплинам добавились и основы сельского хозяйства.
Молодые преподаватели не остались без поддержки со стороны государства. В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным.
В задачи Академии входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики, повышение качества педагогического образования и помощь в создании учебников и пособий.
Теперь образовательную систему ждала еще одна трудность — дефицит учебных помещений. Количество жертв войны продолжало расти, а больничные места сокращаться. Школы объединяли, а освободившиеся реконструировали под госпитали для раненных.
Как проходили уроки
Уроки в школах проходили в три смены: с 7:30 до 23:00 и длились по 35 минут с короткой 5-минутной переменкой. В классах размещались 30-40 человек, за партой теснились по 3-4 ученика. На первом уроке проводили «политинформацию»: 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте.
Не хватало всего: чернил, карандашей, учебников и тетрадей. Вместо чернил ученики использовали уголь или свекольный сок, а тетради заменяли газетами или старыми квитанциями. Ситуация с учебниками была ещё критичнее: выдавали один на несколько человек, живущих рядом.
Учитель Зоя Яковлевна Гилева, работавшая во время войны завучем школы в селе Поповичево Алтайского края, вспоминает дефицитные времена:
«Учебников было мало, их очень берегли.
Помню, в 4 классе на 39 учащихся было всего 4 учебника истории.
Но историю ребята знали превосходно!
Мой ученик Гоша Стариков мог заменить заболевшего учителя».
Именно в годы Великой войны, в системе образования сложились принципы, которыми мы пользуемся до сих пор. Среди них:
- Пятибалльная система оценивания;
- Обязательная школьная форма;
- Аттестат зрелости;
- Всеобщее обучение детей с семи лет;
- Обязательные выпускные испытания;
- Вручение золотой и серебряной медали лучшим ученикам.
Весь учебный процесс был активно связан с трудовой деятельностью. В городах и поселках по всей стране школьники трудились на промышленных предприятиях и уже очень скоро выполняли нормы взрослых рабочих. К примеру, ученица Вера Тихова уже к своим 15 годам стала токарем третьего разряда в блокадном Ленинграде.
Студенческая жизнь
Быть студентом в годы ВОВ тоже было нелегко. Основной формой преподавания были лекции, так как проведение семинарских занятий затруднялось нехваткой учебных пособий. Реформы студенческого образования направили на 2 вектора. Во-первых, большее внимание стало уделяться военной и физической подготовке студентов. Во-вторых, из программы обучения убирались все второстепенные материалы и предметы.
Студенты совмещали учебу с работой на сельском хозяйстве и производстве. В случае если рабочие часы совпадали с занятиями, учащиеся освобождались от посещений лекций и семинаров. Но выполнение домашних заданий и сдача экзаменов были строго обязательны для всех. Невыполнение условий вело к исключению из вуза.
Теплые воспоминания о студенчестве омрачились тяжелой военной ситуацией. Вот что об этом говорили бывшие студентки:
«Мы жили в одной комнате с девочками из МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории, ныне факультет МГУ). Очень трудно было. Занятия проводились в жутких аудиториях, разбросанных по всему городу. Помещения не отапливались, в чернильницах замерзали чернила. Я вообще не представляю, как мы выжили. Страшная зима. Все были плохо одеты. Жили в полуподвальном помещении без отопления. За хлебом отправляли одну девочку из комнаты, которую одевали все вместе. Одна давала валенки, вторая — варежки, третья — шапку, четвертая — пальто. Мы отдавали ей свои карточки, и она уходила за хлебом. На студента тогда давали по 500 граммов в день».
Педагогическая наука в ВОВ
В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о подготовке новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.
Деятели просвещения ВОВ
Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!
В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.
- Владимир Петрович Потёмкин (1878–1946) – президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
- Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) – известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
- Николай Михайлович Головин (1889–1954) – заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
- Анна Михайловна Панкратова (1897–1957) занималась историческим образованием – руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
- Вадим Никандрович Верховский (1873–1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.
Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Программы профессиональной переподготовки за 2500 рублей, участвующие в акции:
- Ведущий учитель 250 часов 2 месяца
- Лаборант школы (физики, химии, биологии) 300 часов 2 месяца
- Педагогические измерения в системе общего образования 250 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель астрономии (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель астрономии 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель безопасности жизнедеятельности (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель биологии (с эл. уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель биологии 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель географии (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель географии 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель дисциплин предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК, музыка) (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель дисциплин предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК, музыка) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель информатики (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель информатики 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель истории (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель истории 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель истории и обществознания (с эл. уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель истории и обществознания 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель литературы (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель литературы 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель математики (с эл.уроком) 254 часа 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель математики 254 часа 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель мировой художественной культуры (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель мировой художественной культуры 250 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель музыки (с эл.уроком) 250 часов 2 месяца
Программы профессиональной переподготовки 520 часов за 4000 рублей, участвующие в акции:
- Педагогика и методика начального образования 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель астрономии 520 часов 3 месяца
- Педагогическое образование: учитель безопасности жизнедеятельности 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель биологии 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель дисциплин предметной области «Искусство» (ИЗО, МХК, музыка) 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель естествознания 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель иностранного языка (английский язык) (с эл.уроком) 510 часов 2 месяца (ИНТехнО)
- Педагогическое образование: учитель иностранного языка (английский язык) 2 месяца 510 часов (ИНТехнО)
- Педагогическое образование: учитель иностранного языка (немецкий язык) (с эл.уроком) 510 часов 2 месяца (ИНТехнО)
- Педагогическое образование: учитель иностранного языка (немецкий язык) 510 часов 2 месяца (ИНТехнО)
- Педагогическое образование: учитель информатики, робототехники и Lego-конструирования 520 часа 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель начальных классов 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области преподавания английского языка в начальных классах 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель русского языка и литературы 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель экономики (направление Основы финансовой грамотности) 520 часов 2 месяца
- Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в условиях реализации ФГОС 520 часов 2 месяца
Программы повышения квалификации, участвующие в акции:
- Использование нетрадиционных техник рисования в начальной школе в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
- Контрольно-оценочная деятельность участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
- Культурология 72 часа (1 месяц)
- Менеджмент в образовании 108 часов (1 месяц)
- Методика преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
- Методика электронного обучения школьников через применения цифровых образовательных ресурсов в технологии скрайбинг 72 часа (1 месяц)
- Методики и технологии подготовки к ВПР по географии в условиях реализации ФГОС ООО 72 часа (1 месяц)
- Методики и технологии подготовки к ВПР по истории в условиях реализации ФГОС ООО 72 часа (1 месяц)
- Методики преподавания при подготовке мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей и специалистов по техническому диагностированию, ремонту и контролю технического состояния автотранспортных средств в соответствии с ФГОС СПО, профессиональными стандартами и перечнем профессий ТОП-50 108 часов (1 месяц)
- Методические аспекты реализации курса «Астрономия и космонавтика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО 108 часов (1 месяц)
- Методические аспекты реализации курса «Ментальная арифметика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО 108 часов (1 месяц)
- Методические аспекты реализации курса «Подготовка к школе» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО 108 часов (1 месяц)
- Методические аспекты реализации курса «Скорочтение» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО 108 часов (1 месяц)
- Методические рекомендации учителя - логопеда по автоматизации дифференциации сонорных звуков 36 часов (1 месяц)
- Методы и технологии в преподавании учебных дисциплин «Родной язык» и «Родная литература» в соответствии с ФГОС 108 часов (1 месяц)
- Обеспечение безопасности образовательной организации 108 часов (1 месяц)
- Обучение русскому языку как иностранному в современных социокультурных условиях 72 часа (1 месяц)
- Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (ФГОС) 72 часа (1 месяц)
- Организация краеведческой работы в школе через школьные музеи 72 часа (1 месяц)
- Организация работы с молодежью по приоритетным направлениям государственной молодежной политики 72 часа (1 месяц)
- Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Особенности профориентационной работы в условиях реализации ФГОС основного общего образования 72 часа (1 месяц)
- Особенности профориентационной работы в условиях реализации ФГОС основного общего образования и среднего общего образования 72 часа (1 месяц)
- Педагогическая деятельность в сфере начального общего образования 108 часов (1 месяц)
- Преподавание астрономии по ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
- Преподавание биологии и химии в соответствии с ФГОС СОО 72 часа (1 месяц)
Сдвоенные программы обучения, участвующие в акции:
- Педагогическое образование: учитель английского и испанского языков 2 месяца 520 часов
- Педагогическое образование: учитель английского и китайского языков 2 месяца 520 часов
- Педагогическое образование: учитель английского и французского языков 2 месяца 520 часов
- Педагогическое образование: учитель биологии и географии 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель биологии и химии 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель изобразительного искусства и черчения 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель информатики, робототехники и Lego-конструирования 520 часа 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель математики и информатики 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель математики и физики 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель математики и экономики 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель немецкого и английского языков 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель основ безопасности жизнедеятельности и технологии 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель технологии и черчения 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель физики и астрономии 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель физики и информатики 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель физической культуры и ОБЖ 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель экологии и основ безопасности жизнедеятельности 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель экономики и права 520 часов 2 месяца
- Педагогическое образование: учитель истории и обществознания 520 часов 2 месяца