Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
-
Андрагогика. Особенности обучения взрослых 250 часов 2 месяца
-
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 502 часа 2 месяца
-
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 250 часов 2 месяца
-
Физическое воспитание детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС 250 часов 2 месяца
Повышение квалификации:
- Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 72 часа (1 месяц)
- Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 108 часов (1 месяц)
- Использование технологии тьюторской деятельности для развития профессиональной практики педагога 108 часов (1 месяц)
- Использование технологии тьюторской деятельности для развития профессиональной практики педагога 72 часа (1 месяц)
- Консультант (координатор) по инклюзивному образованию 108 часов (1 месяц)
- Консультант (координатор) по инклюзивному образованию 72 часа (1 месяц)
- Лекотека, как новая форма социализации, ранней помощи и образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов 72 часа (1 месяц)
- Медиация в сфере инклюзивного образования 72 часа (1 месяц)
- Нормативно-методологические основания и проектирование образования лиц с ОВЗ в учреждении профессионального образования 72 часа (1 месяц)
- Организация инклюзивного образования для одаренных детей и детей с ОВЗ (для инструкторов по физической культуре) 108 часов (1 месяц)
- Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ 72 часа (1 месяц)
- Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ 108 часов (1 месяц)
- Школьный тьютор 72 часа (1 месяц)
- Школьный тьютор 108 часов (1 месяц)
- Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования 108 часов (1 месяц)
- Школьный тьютор для работы с детьми с ОВЗ в практике инклюзивного образования 72 часа (1 месяц)
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации для учителей ✅здесь
Направления деятельности тьютора и классного руководителя
Направления |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность тьютора |
Цель деятельности |
|
|
Сопровождение организации образовательного процесса |
|
|
Работа с классным коллективом |
|
|
Индивидуальная работа с учащимся |
|
|
Взаимодействие с родителями |
|
|
Взаимодействие с педагогическими работниками |
|
|
В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:
- "Пакетное обучение сотрудников" для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Таким образом, классный руководитель занимается воспитательной и организационной работой с классным коллективом, а тьютор помогает ученику успешно встраиваться, участвовать и реализовываться в учебном процессе.
Как тьютор участвует в учебном процессе
Тьютор выявляет индивидуальные особенности, интересы и способности учащегося. Затем на основе полученных результатов определяет, какие условия необходимо создать, чтобы успешно реализовать индивидуальный образовательный маршрут или адаптированную основную образовательную программу.
Чтобы успешно реализовать индивидуальный образовательный маршрут, классный руководитель определяет порядок индивидуальных педагогических действий и выполняет их.
Тьютор анализирует образовательную среду в школе, в конкретном классе на конкретных уроках, чтобы создать специальные условия, выявляет факторы, которые оказывают позитивное и негативное влияние на деятельность и состояние учащегося. Тьютор использует все имеющиеся ресурсы школы, при необходимости создает новые, организует и координирует сетевое взаимодействие с внешними организациями.
Классный руководитель организует работу с учащимися в тех условиях, которые имеет. Чтобы обеспечить индивидуализациию образовательного процесса, тьютор адаптирует педагогические и методические средства с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Корректирует образовательный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка. Организует взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса: сводит всех специалистов – учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча – и родителей в единую систему, чтобы реализовывать образовательный маршрут. Подбирает наиболее удобные формы, темп и способы обучения ребенка.
Индивидуальная работа с учащимся
В рамках индивидуальной работы тьютор последовательно сопровождает ребенка на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Когда ребенок пришел в школу, тьютор сопровождает учащегося на уроках и переменах.
На уроке тьютор привлекает внимание учащегося к учителю: «Смотри на Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово... », дозирует учебную нагрузку, определяет, когда остановиться и отдохнуть или переключиться на новое задание, выбирает более доступные задания. Ребенок находится в классе, слушает учителя и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам.
Тьютор контролирует активность ребенка, говорит ученику, сколько слов записать с доски, направляет его при переходе от одного задания к другому. Если надо, подсказывает, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Также тьютор следит за эмоциональным и физическим состоянием учащегося: выводит из класса, если ребенку нужно отдохнуть, следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет.
На перемене тьютор подключает школьника к общению с одноклассниками, наблюдает, как они взаимодействуют. Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить. Тьютор наблюдает за контекстом общения детей и в нужные моменты подключается к общению: сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо... На, возьми обратно». Помогает ребенку решать конфликты.
Если тема разговора касается особенностей ребенка – отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел.... Ему трудно, когда... А в остальном Саша такой же, как и все. Он любит... Ему нравится... Ему интересно... ».
В зависимости от успехов ребенка, тьютор выявляет и стремится преодолеть проблемы и затруднения в процессе обучения, оказывает помощь в конфликтных ситуациях. В старшей школе помогает готовить учебно-исследовательские проекты, сопровождает предпрофильную подготовку и профильное обучение. Тьютор задает вектор развития и подсказывает, в каком направлении стоит двигаться, консультирует по вопросу выбора будущей профессии, анализирует взаимосвязь познавательных интересов учащегося и направлений предпрофильной подготовки, помогает в поиске дополнительных профессиональных курсов.
Классный руководитель сопровождает учащегося на всех этапах обучения, однако направления и формы работы с 1-го по 11-й класс практически не меняются. Взаимодействует с учащимся преимущественно во внеурочной деятельности. В рамках индивидуальной работы решает проблемы в обучении и поведении ребенка.
Тьютор большую часть времени тратит на оказание индивидуальной персональной помощи ребенку. Классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимся по мере необходимости.
Дети с ОВЗ: какие шаги предпринять тьютору, чтобы помочь ребенку адаптироваться в классе
Есть вещи в школе, которые пугают ребенка с ОВЗ: новая обстановка, незнакомые дети и взрослые, режим учебных занятий, отсутствие родителей. Также в школе ребенок вовлечен в различные взаимоотношения с окружающими: ему придется выполнять указания старших, принимать участие в совместной групповой деятельности на уроке и в играх со сверстниками на переменах. У тьютора тогда задача – социализировать ребенка в классном коллективе, сделать пребывание ребенка в классе позитивным и тем самым снизить стресс. Чтобы ввести ребенка в детский коллектив, для тьютора есть алгоритм деятельности.
Проведите предварительную беседу с классом. Если ребенок с ОВЗ сильно отличается от остальных детей внешним видом или поведением, необходимо провести предварительную беседу с учащимися класса. Расскажите о том, почему ребенок с ОВЗ, например, не может ходить или почему ему трудно отвечать на вопросы, запоминать материал, усидеть на месте, общаться с другими.
Попросите учащихся отнестись к нему с пониманием и терпением, а также по возможности оказывать ему помощь. Также можно предложить учащимся класса составить правила общения с ребенком с ОВЗ. Например, это могут быть такие правила как «общаться спокойным тоном, в спокойной обстановке», «внимательно слушать», «быть терпеливыми в общении», «помогать в разговоре: разъяснять, показывать, обращать внимание», «в спорных ситуациях обращаться к взрослому».
Следует рассказать учащимся, что у ребенка с ОВЗ есть не только особенности в развитии, но и способности, например, ребенок плохо говорит, зато умеет слушать; ребенок неусидчив, зато быстро бегает. Так дети в классе поймут, что каждый из них чем-то отличается и чем-то похож.
Включите ребенка с ОВЗ в совместную деятельность. Чтобы ввести ребенка с ОВЗ в коммуникативное пространство класса, понаблюдайте за ребенком с особенностями развития и детьми в классе. В случае если одноклассники ребенка с ОВЗ не проявляют активности, не стремятся с ним общаться, включите его в совместные игры на переменах и во внеурочной деятельности. При этом хорошим стимулом для учащихся класса начать общение с ребенком с ОВЗ будет предложение помочь своему однокласснику, научить его играть в их любимые игры.
Организуйте коллективные мероприятия. Совместно с классным руководителем проводите различные коллективные мероприятия, в которых ребенок с ОВЗ проявит себя. Например, организуйте уборку листьев на территории школы, где гиперактивный ребенок выиграет в соревновании на скорость, когда будет заполнять мешки листьями. А ребенок на коляске будет держать мешок, чтобы листья было удобнее складывать. В таком мероприятии проявить свои способности для ребенка с ОВЗ будет естественным делом.
Приобщайте учащихся класса к помощи ребенку с ОВЗ. Когда общение между учащимися будет налажено, начинайте привлекать одноклассников к помощи ребенку с ОВЗ на уроках, праздниках и других мероприятиях. Например, попросить ученика, который сидит рядом с особым ребенком, помочь ему открыть учебник или периодически показывать, какое упражнение сейчас выполняется в классе. Со временем одноклассники сами будут изъявлять желание и предлагать свою помощь.
Когда адаптационный период закончится, тьютору необходимо занять позицию наблюдателя, вмешиваться только в критических ситуациях и предоставить ребенку с ОВЗ и детскому коллективу максимальную самостоятельность в общении.