Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

 

Успешная организация учебно-воспитательного процесса в современной школе зиждется не только на выполнение нормативных требований, грамотной реализации программного содержания, применения традиционных и новаторских педагогических методик, но и обеспечении целевой поддержки участников образовательных отношений. Социальный паспорт класса — один из многих вспомогательных документов информационного характера, отражающий общественно-экономическое состояние детей в классе и их родителей по ряду параметров, в числе которых:
  • характеристика состава семей, в т.ч. неполных;
  • статус семей по обеспеченности, образованности, национальному статусу;
  • перечень образовательных услуг и перспектив, являющихся необходимыми для реализации в связи с личными потребностями, интересами учащихся, пожеланиями родителей.

Социальный паспорт класса.

В рамках государственной инициативы по выявлению семейного неблагополучия, обеспечения конституционных прав несовершеннолетних на личную свободу и безопасность, равный доступ к образовательным услугам на классных руководителей и других педагогов школ возлагаются обязанности по заполнению социального паспорта класса по образцу. Данная практика остается спорной ввиду частичного выхода за рамки обязанностей учителей, но высокоэффективной, поскольку собранные данные фактически определяют условия реализации социального управления образовательными организациями на основе предполагающего целеполагания, организационного аспекта деятельности и контроллинга.

Структурно соцпаспорт представляет собой опросник, составленный в табличной форме, который характеризует социальную структуру и фактические условия обучения детского коллектива одной возрастной группы.
 
 Что касается содержания вопросов, то оно является общим, но напрямую зависят от специфики деятельности образовательного учреждения. Чтобы обеспечить высокий уровень эффективности анкетирования такого типа, в бланк социального паспорта класса рекомендуется включить следующие группы вопросов:
  • Характеристика семей учащихся по численности, уровню дохода (оценивается родителями), языку общения (русскоязычные, один или оба родителя слабо владеют русским), уровню образования (среднее, среднее специальное, высшее, наличие ученой степени).
  • Наличие у ребенка особенностей развития, возникших в раннем детстве, вследствие травматизма, в результате опыта физического или психологического насилия, буллинга.
  • Выделение групп школьников, воспитываемых опекунами (приемными родителями), в неполных семьях, студентами, безработными, беженцами или мигрантами, взрослыми, находящимися или находившимися в местах заключения.
  • Выявление эпизодов алкоголизма, наркомании, игровой зависимости, педагогической несостоятельности в семьях.
Включение в социальный паспорт родителей класса различных проблемных вопросов хоть и несет рисковый момент в процессе взаимодействиями с семьями (практика показывает, что не все взрослые адекватно реагируют на такие опросники), но позволяет быстро выявить учащихся, остро нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. На основании этой информации составляется паспорт класса, школы.
 
Внедрение системы управления на основе концепции сбора данных представляется как универсальная управленческая модель, предполагающая многомерность в изучении состояния деятельности организации и детерминирующего взаимодействия в социальной сфере школы, что дает возможность для принятия конструктивных, функциональных, обоснованных управленческих решений. Именно в связи с динамикой процессов развития организации социальный паспорт на общеобразовательном уровне может быть сформирован при условии обеспечения постоянно действующего мониторинга, основанного не только на статистических данных, но и на субъективных оценках обучающихся. Аналитическая составляющая социального паспорта организации позволяет создать надежную объективную основу для социального регулирования развития и определения наиболее значимых учебно-воспитательных приоритетов.
 
Социальный паспорт класса в таблице
Опытным путем доказано, что табличная форма соцпаспорта является наиболее удобной. Поскольку в большинстве случаев данные о родителях учащихся классным руководителям приходится заполнять во время краткосрочных личных бесед или в рамках визуальной оценки условий обучающихся, буквально «на бегу», социальный паспорт класса в таблице не требует составления дополнительных бланков.
Представляем вашему вниманию простой бланк соцпаспорта, который при желании может быть расширен и дополнен.
 
Социальный паспорт класса для классного руководителя
Обязанность по составлению социального портрета класса входит в перечень компетенций педагога-психолога, но на практике сбор базовых данных о семьях осуществляют классные руководители. Все закономерно: поскольку в среднестатистической школе насчитывается более двадцати классов, педагог-психолог физически не может составить социальный паспорт класса на учебный год без содействия со стороны учителей-предметников.
 
В свою очередь классные руководители нередко сталкиваются с трудностями, грозящими перерасти в открытый конфликт с представителями семей при выяснении данных по ряду проблемных вопросов касательно экономического статуса семьи, образа жизни родителей (особенно если речь идет о случаях алкоголизма, нарко-, игромании, тюремном заключении). С одной стороны, учитель не должен, да и не вправе претендовать на нарушение неприкосновенности частной жизни, что регламентирует ст. 24 Конституции РФ. С другой стороны, школа как общественный институт несет ответственность за сохранность психофизического здоровья и личную безопасность детей, и это обусловливает возникновение социально-правовой коллизии.
Ввиду того, что эффективность психолого-педагогических тактик определяется не только качеством реализации, но и условиями их применения, предоставление участникам образовательных отношений определенного объема определенной информации о ребенке является общественно приемлемой практикой. Представителям школы важно донести данный факт до родителей, в особенности при составлении социального паспорта класса в начальной школе.
 
В свою очередь представителям управленческого состава ОУ и учителям следует понимать четкое различие между статистическими (общедоступными) и персональными данными, использование которых требует получение в установленном порядке. Последние могут быть получены только с личного согласия владельца, и во избежание конфликтов с родителями школе следует позаботиться, чтобы соцпаспорта классов использовались исключительно для внутреннего доступа и не поддавались публичной огласке.
Источник: www.menobr.ru
 
Добавить комментарий