Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
(К.Д. Ушинский).

 

Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" утверждён приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н. Однако его внедрение только начинается.


Педагог – это ключевая фигура реформирования образования. В современном обществе на первый план выходит такое профессиональное качество педагога, (которое он должен постоянно демонстрировать своим ученикам) как умение учиться. Также немаловажными характеристиками успешного профессионала становятся мобильность, готовность к переменам, нестандартным решениям, что и отражается в проекте профстандарта.

 

Характеристика профессионального стандарта педагога


В первую очередь профстандарт педагога – рамочный документ, определяющий основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими особенности данной территории, а также внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в нём образовательных программ.

 

Содержание профессионального стандарта педагога

 

Согласно проекту профстандарта, каждый педагог должен обладать рядом определённых качеств и способностей.

 

1. Иметь высшее образование.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (информационно-коммуникационные технологии, создание электронного урока).

 

1. Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности; владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций; владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
3. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
4. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
5. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов; поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка); анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу; защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
6. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.{/spoiler}

 

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; оказывать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
3. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
4. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.); составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
5. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
6. Умение отслеживать динамику развития ребенка; защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
7. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
8. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий; проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе; (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
9. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
10. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося; разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся; формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д; формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
11. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
12. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью


Полный текст проекта вы можете прочитать на сайте минобрнауки.рф

 
Добавить комментарий