Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды (пункт 3.6.3 ФГОС ДО). РППС включает:
1. Пространство, которое специально организовано (помещения, участки и т. п.).
2. Материалы, оборудование и инвентарь, учитывающие особенности возрастных групп,
3. Образовательные ресурсы, которые можно обновлять, в том числе расходные материалы, спортивное, оздоровительное оборудование.
Организовать РППС – значит создать благоприятные условия для развития дошкольников. Условия должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка. Дошкольник должен выступать субъектом в процессе игры и другой деятельности.
Организация РППС: возможные проблемы
Детский сад имеет множество средств и компонентов для предметно-пространственной среды. Однако могут возникать и другие проблемы:
- РППС описывают в организационном разделе ООП ДО наряду с календарным графиком и режимом дня;
- воспитателю и педагогу сложно определить средства, необходимые конкретному детскому саду;
- детский сад сталкивается с высокой ценой этих компонентов или навязыванием комплекса услуг со стороны производителей.
Если финансирования достаточно, например, для закупки целого комплекса средств, то заведующему нужно решить:
- использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование и увеличить капитальные издержки;
- приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки;
- выбрать только недостающее оборудование, средства, материалы.
Чтобы обосновать свой выбор, дошкольной организации нужно определить основную образовательную программу, затем провести инвентаризацию групп.
Соблюдение принципа эмоциональной насыщенности
Только необходимое количество оборудования позволяет:
- формировать пространство детского сада и групповых комнат гармонично;
- обеспечивать экологичность обстановки;
- создавать оптимальную эмоциональную нагрузку на ребенка.
Окружающая среда вызывает эмоциональный отклик у ребенка, что отражается в его деятельности. Принцип эмоциональной насыщенности подразумевает психологически оправданное и педагогически целесообразное воздействие среды на эмоции.
Особенность дошкольников – это психоэмоциональная неустойчивость. Всегда есть риск перенапряжения воспитанников. Поэтому важно соблюдать принцип эмоциональной насыщенности среды в сочетании с принципом «психоэмоциональной экологичности».
Чтобы обеспечить психоэмоциональную экологичность:
- чередуйте пассивные и активные формы деятельности;
- используйте умеренно стимулы на разные органы чувств;
- чередуйте состояния деятельности и созерцания.
Часто детские сады, у которых есть хорошая финансовая база, нарушают эти два принципа. Они закупают большое количество современных средств и оборудования, которые функционально не связанны между собой.
Или, наоборот, игрушка несет в себе множество функций: «телефон-паровоз», «паровоз-телефон-собачка». Или игрушка не сообщает важные основы повседневной жизни: одноцветные типовые кубики и фигуры.
Такой подход позволяет обеспечить каждого ребенка достаточным количеством оборудования, но не учитывает развивающую его сторону. Более интересными и менее дорогостоящими будут:
- наборы из природного материала (ракушки, шишки, глина, песок, дерево, желуди, семена и др.);
- дополнительные детали и аксессуары (посуда, техника, одежда для кукол и др.).
Что необходимо использовать из ИКТ
Дошкольное образование сохраняет тенденцию к интеграции информационно-коммуникационных технологий в традиционную развивающую предметно-пространственную среду.
ИКТ используют с дошкольного возраста под влиянием «феномена быстрого взросления детей». Новое поколение детей с рождения попадает в мир видеоигр и компьютеров с доступом в Интернет. Они быстро осваивают этот мир. Это заставляет производителей создавать более сложные продукты.
В детском саду важно использовать именно развивающую продукцию и только в дозированном виде. Она не должна подменить или вытеснить традиционную деревянную, пластмассовую игрушку, игры на детских и дворовых площадках.
Развивающая ИКТ продукция должна быть:
- лицензируемой;
- ориентированной на систему дошкольного образования;
- включающей игры-эксперименты, творческие игры, аудиовизуальный контент (знания об окружающем мире, о животных, птицах, цветах, счете и др.).
В электронном контенте можно использовать популярные отечественные детские мультфильмы и фильмы, детские программы. Они содержат национальные культурные образы и помогают в воспитании.
Источник: Pedsovet