Сегодня термин «инклюзивное образование» не вызывает удивление ни у родителей, ни у педагогов… И даже многие школьники могут его объяснить, потому что все большее количество образовательных учреждений обеспечивает «включенность» детей с ОВЗ в общий процесс обучения.
В идеале инклюзивное образование не должно иметь минусов, ведь оно
• расширяет возможности всех детей, особенно детей из социально уязвимых групп
• способствует оздоровлению общества в целом
• базируется на 8 самых гуманных принципах:
Однако что мы видим в реальности?
- Проблемы в реализации инклюзивного образования педагогами:
- Обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе влечет за собой дополнительную нагрузку в условиях многозадачной профессиональной деятельности, что приводит к протесту педагогов.
- Педагоги не знают, какие ресурсы использовать в работе с учащимся с ОВЗ, не видят результат.
- У учителя нет готовых материалов, чтобы определить индивидуальный образовательный маршрут, нет конкретных критериев оценивания.
- Ресурсные барьеры:
- люди: их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
Работа с ребенком с ОВЗ провоцирует педагога на выход из профессиональной позиции, он попадает в позицию «родителя» с негативными эмоциональными состояниями (жалость, чувство бессилия, отрицание проблем) или позицию «ребенка» (отвращение, брезгливость, агрессия, неприязнь). - денежные и материальные средства – нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;
- знания и информация – безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем
Как преодолеть сложившиеся барьеры? Нужно создать условия