Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

 

Обязательно включите в основную образовательную программу (ООП) второй иностранный, родной язык и астрономию – в зависимости от уровня образования. Читайте, как и в каких классах ввести эти предметы, сколько часов отвести на обучение, какие учебники использовать.

 

Как организовать изучение второго иностранного языка

 

Включите второй иностранный язык в ООП основного общего образования (п. 18.3.1 ФГОС ООО). На уровне среднего общего образования его можно ввести, если так решили ученики и родители, позволяет профиль класса и ресурсы школы. По желанию, второй иностранный язык можно преподавать и в начальной школе.

 

СИТУАЦИЯ

Нужно ли вводить второй иностранный язык в начальных и старших классах

Нет, не нужно.

Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). В учебные планы на уровне СОО должны входить 11–12 учебных предметов. Восемь из них обязательны: русский язык, литература, иностранный язык, математика», история (или Россия в мире), физическая культура, ОБЖ, астрономия. Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

 

СИТУАЦИЯ

Можно ли ввести изучение второго иностранного языка с 6-го класса


Да, можно.

ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов дети будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык позже, им будет трудно усвоить весь материал.


Какой иностранный язык выбрать вторым

Выберите вторым иностранным язык, для изучения которого вы можете создать условия. Например, немецкий, если в штате есть учитель немецкого языка. Школа вправе выбрать любой иностранный язык в качестве второго (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники.

Учтите мнение родителей учеников. Для этого попросите классных руководителей провести опрос. Это необязательно, но так вы сможете учесть мнение большинства и избежать конфликтов с родителями.

 

СИТУАЦИЯ

Вправе ли школа отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору


Да, вправе. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Родители вправе выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Школа может учесть мнение родителей по вопросу выбора второго иностранного языка, но не обязана это делать. Так, можно не вводить редкие языки, например, японский, иврит, если трудно найти учителя и подобрать учебно-методические материалы на все время обучения, даже когда просят родители.


Как оформить изучение второго иностранного языка

Чтобы ввести второй иностранный язык, измените ООП, в том числе добавьте предмет в учебный план, назначьте учителя.

 

Распределите часы в учебном плане

Определите, сколько часов понадобится для изучения второго иностранного языка. Главное, чтобы за это время дети успели освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой учебной нагрузке (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

 

Подберите учебники

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минпросвещения от 20.05.2020 № 254. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной или электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

 

Оформите изменения ООП

Измените ООП приказом. Поручите ответственным описать в целевом разделе планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Воспользуйтесь примером из раздела 1.2.5.4 ПООП ООО.

Включите в содержательный раздел рабочую программу нового предмета. Поручите учителям при разработке ориентироваться на рабочие программы из ПООП. Например, в реестре ПООП есть примерные рабочие программы: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов, «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (базовый уровень), «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (углубленный уровень), «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов.

В организационном разделе измените учебные планы – укажите в них новый предмет в обязательной части учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). На уровне начального общего образования второй иностранный язык можно сделать курсом по выбору и включить в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

 

Приказ о внесении изменений в ООП,

чтобы ввести второй иностранный язык

 (шаблон)

 

Приказ о внесении изменений в ООП,

чтобы ввести второй иностранный язык

 (образец)


 

В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

 

Назначьте учителя

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника. Подробнее читайте в материале «Как составить и изменить штатное расписание».

Учитель иностранного языка должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (Профстандар педагога). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик с дипломом о переподготовке в области педагогики.

Если ваш учитель изучал в вузе несколько языков, но не уверен в своих силах и отказывается преподавать другой иностранный язык, предложите ему пройти курсы повышения квалификации.

 

 

СИТУАЦИЯ

Можно ли разделить класс на группы для изучения второго иностранного языка

Да, можно.

Решите самостоятельно, когда и как делить классы на учебные группы. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20, таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). Также надо учесть количество учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

 

СИТУАЦИЯ

Вправе ли выпускники 9-х классов сдавать ГИА по второму иностранному языку


Да, вправе.

Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 7 Порядка ГИА-9).

 

СИТУАЦИЯ

На второй иностранный язык в учебном плане выделили менее 64 часов. Значит ли это, что отметку в аттестат по этим предметам ставить не нужно

 Нет, не значит.

Второй иностранный язык входит в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). В аттестат выставляют отметки по каждому предмету обязательной части учебного плана независимо от количества часов, которое отвели на изучение предмета (подп. «б» п. 5.3 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546).


Как организовать изучение родного языка

Изучение родного языка входит в обязательную часть школьной программы всех уровней. Родной язык изучают в рамках предметных областей: «Родной язык и литературное чтение на родном языке» – в начальной школе и «Родной язык и родная литература» – в основной и старшей школе. Определите язык, который будете преподавать и оформите необходимые документы.

 

Какой язык преподавать в качестве родного

Родной язык – язык из числа народов России, в том числе русский. Можно выбрать государственный язык республики, но его нельзя преподавать в ущерб русскому (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выбор языка – право родителей (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы воспользоваться этим правом, они должны подать заявление на имя директора (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

 

Заявление на изучение родного языка

 (шаблон)
 

Заявление на изучение родного языка

 (образец)


 

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 

Профессиональная переподготовка:

 

Повышение квалификации:

 

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

 

 

СИТУАЦИЯ

Могут ли школы отказаться от преподавания родного языка по требованию родителей

 Нет, не могут.

Все школы должны включить в учебные планы обязательные предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» – на уровне начального общего образования и «Родной язык и родная литература» – на уровнях основного и среднего образования (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Родителям и ученикам гарантирован свободный выбор языка, который будут изучать в рамках этих предметных областей (ч. 6 ст. 14, п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако отказаться от обязательных предметов родители не могут.

 

СИТУАЦИЯ

 Можно ли исключить родной язык, родную литературу и второй иностранный язык при реализации ООП по старому ФГОС ООО

Нет, нельзя.

Родной язык, родная литература и второй иностранный язык обязательны для
изучения по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897.

В аттестатах выпускников 9-х классов должна быть отметка этим предметам (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 5.3 Порядка выдачи аттестатов). Эту позицию подтвердило и Минобрнауки (письмо Минобрнауки от 17.05.2018 № 08-1214).

Пункт о возможности исключить эти предметы из ООП при отсутствии условий для его реализации и заявлений обучающихся и родителей относится к ООП, которые будут разработаны по новому ФГОС ООО. Для обучающихся по «старому» ФГОС родной язык, родная литература и второй иностранный язык на уровне основного общего образования остаются обязательными, так как изменения в «старый» ФГОС ООО не вносили.

 

СИТУАЦИЯ

Можно ли родителям выбрать в качестве родного языка русский, если школа находится в субъекте РФ, где есть второй государственный язык

Да, можно.

Закон об образовании закрепил право родителей выбирать в качестве родного государственный язык страны или субъекта России. Можно выбрать язык обучения и родной язык для изучения (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В обоих случаях им может быть государственный язык республики или страны, ограничений нет.

 

СИТУАЦИЯ

Можно ли отказать родителям, которые хотят выбрать редкий родной язык

Да, можно.

Выбор родного языка ограничен возможностями системы образования. Если вы закрепили список языков для изучения в локальном акте школы, то родители должны выбрать язык из этого списка (ч. 4 и 5 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Дополнительно аргументируйте отказ тем, что в школе больше нет детей, которые заинтересованы в изучении редкого языка в качестве родного, и в образовательной системе города или района нет таких преподавателей. Рекомендуйте родителям обратиться к учредителю и предложите им выбрать родной язык, который включили в учебный план и локальный акт школы.


Как оформить изучение родного языка

Чтобы ввести родной язык, убедитесь, что в школе есть необходимые условия: рабочая программа, компетентные педагоги и учебные издания. Примите положение о родном языке, подберите учебники и измените ООП.

Если в одном классе хотят изучать разные родные языки, организуйте обучение по аналогии с иностранными языками – разделите учеников на группы.

Примите положение о родном языке

Издайте локальный акт, в котором укажите, на каком языке идет обучение в школе и какой язык или языки дети изучают в качестве родного (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08). Например, положение о языке или языках обучения и воспитания.

Если ведете обучение только на русском языке, включите в положение пункт о преподавании и изучении русского в качестве родного языка. Если можете предложить выбор из нескольких языков, перечислите их. Это важно, так как родители и ученики должны знать, из каких языков могут выбрать. Оформите приложением формы заявлений на выбор языка. Так вы упорядочите документооборот.

Учтите мнение советов обучающихся и родителей перед тем, как утвердить акт. Воспользуйтесь готовым образцом.

Положение о языке обучения и воспитания

 (шаблон)
 

Положение о языке обучения и воспитания

 (образец)

Распределите часы в учебном плане

Включите в обязательную часть учебного плана начального образования предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке», а на уровне основного и среднего образования – «Родной язык» и «Родная литература» (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Определите количество часов на изучение предметов самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08).

 

СИТУАЦИЯ

Можно ли не вводить родной язык в учебный план, если родители выбрали русский язык в качестве родного, но в учебном плане уже есть предмет «Русский язык»

Нет, нельзя.

«Русский язык» и «Родной язык» – это разные предметы из разных предметных областей (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Изучать их нужно отдельно.

 

СИТУАЦИЯ

Можно ли на уровне СОО выбрать один предмет из предметной области «Родной язык и родная литература»

Да, можно.

В учебные планы на уровне СОО должны входить 11–12 учебных предметов, восемь из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия». Остальные предметы включают по выбору, но не менее одного предмета из каждой предметной области (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

 

Выберите учебники

Поручите учителям выбрать учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минпросвещения от 20.05.2020 № 254. В перечень включили учебники для изучения русского как родного, а также тувинского, удмуртского, казахского, чеченского, татарского, башкирсого, карельского (разные наречия) и др.

При необходимости используйте учебные пособия, которые допускают к использованию при реализации образовательных программ (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Оформите изменения ООП

Внесите изменения в ООП начального, основного и среднего общего образования:

  • в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»;
  • в содержательных разделах добавьте рабочие программы предметов по родному языку и литературе;
  • в организационных разделах измените учебные планы – укажите предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература», распределите на них часы.

Попросите педагогов использовать примерные основные и рабочие программы по предметам, чтобы разработать рабочие программы по родному языку и литературе. Например, есть примерная программа курса «Русский родной язык» для учащихся 5–9-х классов. Программа выполняет несколько функций: поддерживает основной курс русского языка, позволяет изучить особенности русского языка в разных регионах и усовершенствовать коммуникативные навыки и культуру речи учащихся. Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов.

Утвердите изменения ООП приказом. Воспользуйтесь готовым образцом.

Приказ о внесении изменений в ООП,

чтобы ввести родной язык

(шаблон)

 

Приказ о внесении изменений в ООП,

чтобы ввести родной язык

 (образец)

 

СИТУАЦИЯ

Как сдавать ГИА по родному языку

В порядке, который установил регион.

Школьники, которые изучали родной язык из числа языков народов России и литературу на родном языке, могут выбрать экзамен по родному языку или родной литературе (п. 7 Порядка ГИА-9, п. 8 Порядка ГИА-11). Региональные органы власти устанавливают форму, сроки, порядок проведения ГИА по родному языку и родной литературе, разрабатывают экзаменационные материалы и порядок проверки работ (ч. 13 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 22 Порядка ГИА-9, п. 31 Порядка ГИА-11).


Как организовать изучение астрономии

Включите астрономию в ООП СОО в каждый профиль обучения, так как этот предмет обязателен для всех (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Распределите часы в учебном плане в зависимости от профиля, подберите учебники и оформите изменения ООП.

Распределите часы в учебном плане

Ввести астрономию можно разными способами в зависимости от профиля обучения. В любом случае министерство рекомендовало отвести на астрономию минимум 35 часов за два года (письмо Минобрнауки от 20.06.2017 № ТС-194/08).

В учебном плане естественно-научного профиля включите астрономию в перечень предметов, которые школьники изучают углубленно в комбинации с химией, физикой и биологией. Также можно ввести углубленное изучение предметов из области «Математика и информатика».

В учебном плане гуманитарногосоциально-экономическоготехнологического и универсального профилей учтите требование ФГОС СОО о том, что обязательно должна быть астрономия. Она входит в предметную область «Естественные науки», поэтому остальные предметы этой области – физику, химию, биологию, естествознание – можно не вводить (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Проверьте максимальное количество занятий на уровень с учетом астрономии. Если количество часов меньше 2170, дополните учебный план профиля одним или несколькими предметами на базовом или углубленном уровне. Можно увеличить количество часов для предмета, который уже запланировали.

Если количество часов больше минимального, но меньше максимально допустимых 2590 часов, то оставьте как есть или увеличьте количество часов на отдельные предметы, включите в план другие курсы по выбору обучающегося (раздел 3.1 ПООП СОО).

Если соотношение основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не соответствует пропорции 60/40, запланируйте в формируемой части занятия по внеурочной деятельности. Отразите это в ООП, например, пояснительной записке, рабочих программах курсов внеурочной деятельности и плане внеурочной деятельности.

Выберите учебники

Поручите учителям выбрать учебники из перечня, который утвержден приказом Минпросвещения от 20.05.2020 № 254. Например, учебник «Астрономия», авторы: Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, издательство «ДРОФА» или «Астрономия. 10–11 классы», автор В.М. Чаругин, издательство «Просвещение».

При необходимости используйте учебные пособия, которые допускают к использованию при реализации образовательных программ (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Оформите изменения ООП

Измените целевой, содержательный и организационный раздел ООП СОО. Попросите педагогов указать в целевом разделе предметные результаты по астрономии. Поручите разработать рабочую программу по астрономии, сформулировать в ней личностные, метапредметные и предметные результаты. Добавьте рабочую программу в содержательный разделе ООП. Дополните программу развития универсальных учебных действий, включая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Утвердите в организационном разделе обновленные учебные планы профилей. Отметьте, как изменились кадровые и учебно-методические условия реализации ООП с учетом введения астрономии.

Оформите изменения приказом. Воспользуйтесь готовым образцом.

Приказ о внесении изменений в ООП,

чтобы ввести астрономию

(шаблон)

 

 Приказ о внесении изменений в ООП,

чтобы ввести астрономию

(образец)

Источник: 1obraz.ru

Контакты для связи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить