Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

 

Минпросвещения и РАО опубликовали рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада. Эксперты Системы Образование проанализировали документ и предлагают простые алгоритмы, как сформировать развивающую предметно-пространственную среду (РППС) по ФГОС и ФОП ДО. Скачивайте готовые приказы и графики. Проверьте оборудование по чек-листу и справочникам.

 

 Что входит в РППС 

 

РППС — часть образовательной среды детского сада, включающая специально организованное пространство – помещения, участок и т.п., материалы, оборудование и инвентарь для развития детей (п. 2.1 Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022).

Специалисты РАО предлагают разделить комплектующие РППС на две части: 1) инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО; 2) вариативную, учитывающую социокультурные и региональные особенности детского сада.

Инвариантная часть РППС включает:

  • научно-методическое сопровождение образовательного процесса, которое позволяет использовать РППС в обучении и воспитании;
  • оборудование и средства, позволяющие реализовать обязательную часть ООП ДО;
  • дополнительные комплектующие, позволяющие обеспечить преемственность между детским садом и школой, создать инклюзивную среду и решить другие задачи детского сада.

Вариативная часть включает:

  • локальные акты, обосновывающие вариативную часть инфраструктуры;
  • программы, отражающие специфику детского сада, в том числе АООП для детей с ОВЗ, парциальные программы, программы дополнительного образования и др.;
  • оборудование и средства обучения и воспитания для реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений.

 


 

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!   

  Профессиональная переподготовка:

Повышение квалификации: 

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации для учителей здесь


 

Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям. Дополнительно ФОП ДО содержит пособия по педагогической диагностике и рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в детском саду. При этом учебно-методические материалы могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию ООП ДО и соответствующие ГОСТ Р 7.0.60-2020 (п. 4.3 Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022).

Как спроектировать РППС

Главная задача детского сада – создать образовательное пространство, обеспечивающее единство РППС и содержательное общение взрослых и детей. При этом РППС должна соответствовать:

  • ФОП ДОи ФГОС ДО;
  • возрастным особенностям детей;
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
  • законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.

Чтобы эффективно организовать РППС, проведите инвентаризацию оборудования, определите задачи детского сада, его особенности и т.д. Изложите все подготовительные и основные мероприятия в плане-графике. Утвердите его приказом. Воспользуйтесь готовыми образцами. Положение о РППС разрабатывать не нужно.

Приказ, план-график о формировании развивающей среды детского сада

 Скачать шаблон

Приказ, план-график о формировании развивающей среды детского сада 

Скачать образец

Специалисты РАО предлагают три варианта проектирования РППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.


 В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:


  • Проектирование среды по пространствам 

    В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам: активной деятельности, спокойной деятельности, познания и творчества.

    В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д. В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема пищи. В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.

    Деление пространств условно, поскольку текущая задача или замысел детей могут трансформировать все групповое помещение в пространство для активной деятельности или пространство познания и творчества. Например, при организации театрализованной игры, вся группа может превратиться в «театральный зал».

    пакпиерпа

    Как разделить групповую по трем пространствам

    Проектирование среды по функциональным модулям

    Другой вариант проектирования среды – использовать базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей. Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.

    Можете организовать 11 функциональных модулей:

    • игровой;
    • физкультурно-оздоровительный;
    • музыкальный;
    • художественно-творческий;
    • поисково-исследовательский;
    • релаксации;
    • логопедический;
    • психологического сопровождения;
    • дефектологический;
    • административный;
    • территории и архитектуры.

    Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.

    Поскольку у детей дошкольного возраста любые виды деятельности тесно переплетены с игрой, познание и экспериментирование легко переходят в творческую сюжетно-ролевую игру, также как и двигательная активность, труд или знакомство с литературным произведением. Поэтому игровой модуль будет системообразующим.

    Каждый модуль должен охватывать все образовательные области по ФГОС ДО – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. При этом учитывайте индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. Так, каждый модуль должен быть ориентирован на возрастные группы:

    • группу для детей младенческого возраста – до года;
    • группу раннего возраста – от 1 года до 2-х лет;
    • I младшую группу – 2-3 года;
    • II младшую группу – 3-4 года;
    • среднюю группу – 4-5 лет;
    • старшую группу – 5-6 лет;
    • подготовительную группу – 6-7 лет.

    Если сформировали разновозрастные группы воспитанников, то скорректируйте под них содержательное и количественное наполнение функциональных модулей – в зависимости от количества и возраста детей.

    Как разделить детский сад по функциональным модулям

    рипаритарта

    Проектирование среды по центрам детской активности

    Можно оформить групповую комнату по центрам детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности по ООП ДО.

    Количество и содержание центров будет зависеть от возраста воспитанников. Например, в группах раннего возраста создайте шесть центров детской активности:

    • двигательной активности – для развития основных движений детей;
    • сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера;
    • организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;
    • творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;
    • познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок;
    • экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.).

    В группах для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет предусмотрите комплекс из 12 центров детской активности. Подробнее – в таблице.

    Центры активностей в старшей группе

    Название центра

    Назначение центра

    Какие образовательные области охватывает

    Двигательной активности

    Организовать игры:

    ·         средней и малой подвижности в групповых помещениях;

    ·         средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах;

    ·         интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада

    Физическое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие.

    Речевое развитие

    Безопасности

    Организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности

    Физическое развитие.

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие

    Игры

    Организовать сюжетно-ролевые детские игры. Центр должен включать предметы-заместители

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие.

    Художественно-эстетическое развитие.

    Физическое развитие

    Конструирования

    Содержит разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала, схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие.

    Художественно-эстетическое развитие

    Логики и математики

    Содержит разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие

    Экспериментирования

    Организовать наблюдение и труд. Содержит игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия, которые способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие

    Познания и коммуникации

    Обеспечить расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие

    Книжный уголок

    Содержит художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей

    Все образовательные области

    Театрализации и музицирования

    Содержит оборудование, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей

    Художественно-эстетическое развитие.

    Познавательное развитие.

    Речевое развитие.

    Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие

    Творчества

    Реализовать продуктивную деятельности детей – рисование, лепку, аппликацию, художественный труд

    Речевое развитие.

    Познавательное развитие.

    Социально-коммуникативное развитие

    Уединения

    Снять психоэмоциональное напряжение воспитанников

    Коррекции

    Организовать совместную деятельность воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленную на коррекцию имеющихся нарушений

    Как организовать мониторинг инфраструктуры

    Чтобы развивающая среда детского сада всегда отвечала требованиям законодательства и ООП ДО, организуйте мониторинг. Для этого примите документы, которые работники должны использовать для контроля, и соблюдайте правила безопасности.

    Документы контроля за РППС

    Специалисты РАО приводят примерный перечень документов, которые детский сад должен разработать для мониторинга инфраструктуры, в пункте 5 Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022.

    Чтобы организовать мониторинг, назначьте ответственного или рабочую группу. Издайте приказ. Закрепите в нем поручения и план мероприятий по контролю за РППС. Воспользуйтесь готовыми образцами.

     

     Приказ, план-график о проведении мониторинга инфраструктуры детского сада

    Скачать шаблон

     Приказ, план-график о проведении мониторинга инфраструктуры детского сада 

    Скачать образец

     

    Поручите ответственным контролировать оснащение РППС по чек-листу и справочникам. Чек-лист включает все требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде. Справочники составлены на основе примерных перечней оборудования и средств обучения из Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022. Перечни рассчитаны на только построенные детские сады, но может пригодиться и для дооснащения уже функционирующих организаций.

     Скачать справочники:

    Справочник оснащения общих помещений
    Справочник оснащения многофункционального актового зала
    Справочник оснащения спортивного комплекса
    Справочник оснащения плавательного бассейна
    Справочник оснащения творческой студии или кабинет дополнительного образования
    Справочник оснащения групповых помещений
    Справочник оснащения кабинета учителя-логопеда
    Справочник оснащения кабинета педагога-психолога
    Справочник оснащения кабинета учителя-дефектолога
    Справочник оснащения территории

     

     

    Правила безопасности для РППС

    Основное правило безопасности в отношении РППС – она должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и законодательству о безопасности продукции, предназначенной для детей. Чтобы соблюсти это правило, закупайте оборудование и инвентарь, которое имеет документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям.

    Чтобы проверить продукцию, специалисты РАО рекомендуют использовать государственные информационные ресурсы:

  • Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии;
  • портал Росаккредитации для проверки безопасности товаров потребителями.

Проверить поставленную продукцию можно по алгоритму:

  • сравните даты действия сертификата;
  • сверьте комплектность документов сертификата, в том числе протоколы испытаний, приложения, ссылки на перечни продукции, заводы-изготовители и т.д;
  • сопоставьте перечисленные наименования продукции в сертификате с фактически представленными товарами;
  • сравните перечисленные артикулы в сертификате с фактически представленными товарами.

 

Передайте памятку с алгоритмом контрактному управляющему и ответственному за контроль РППС.

 

Памятка, как проверить продукцию по сертификату

 

«Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада». О.С. Ершова, В.Е. Ярцева

© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/16/131657/dfash0qgdt/?of=copy-8ba889f518

Контакты для связи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить