Примите локальный акт о разработке программ, например, положение о рабочей программе. Зафиксируйте в нем требования к рабочим программам предметов, курсов модулей: примерный объем, структуру, на основе чего разрабатывать, как оформлять. Определите, в какие сроки педагоги должны составлять и изменять рабочие программы, на какие периоды их разрабатывать.
Поручите ответственным разработать или обновить положение на основе новых ФГОС начального и основного общего образования. В стандартах установили требования к структуре рабочих программ учебных предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности. Каждая рабочая программа должна включать минимум три раздела: содержание предмета, модуля, курса, планируемые результаты его освоения и тематическое планирование (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).
Положение о рабочей программе по ФГОС-2021
Видеоинструкция, как составить положение о рабочей программе по ФГОС-2021
Что включить в раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»
Поручите педагогу изложить в рабочей программе содержание учебного предмета, модуля или курса. Обычно этот раздел составляют на основе содержательного раздела примерной ООП и программ по предметам, предложенных авторами учебников из федерального перечня.
Попросите педагога при разработке программы опираться на концепции преподавания учебных предметов. На сегодняшний день их утвердили больше десяти: по истории России, химии, физики, астрономии, обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, искусству и технологии и др.
ПРИМЕР
Включение раздела «Физика» в содержание «Окружающего мира» на основе концепции преподавания
В рабочую программу учебного предмета «Окружающий мир» включите темы, которые позволят детям познакомиться с наиболее яркими физическими явлениями, агрегатными состояниями вещества, различными видами энергии и их взаимными превращениями. Например добавьте темы:
- источники энергии;
- тепловые явления;
- световые и звуковые явления;
- электрические и магнитные явления;
- силы и движение.
Акцент в обучении сделайте на наглядном знакомстве учеников с физическими явлениями. Включите наблюдение, описание явлений, предположения об их причинах, простейшие опыты и измерения.
ПРИМЕР
Применение концепции преподавания «Астрономии» при составлении рабочей программы предмета
Изучение предмета «Астрономия» следует начинать с описательной части, создающей представление о наиболее значимых и интересных открытиях последних лет, космических объектах с экстремальными значениями физических параметров и т. д.
В содержании предмета:
- отведите часть на описание связи астрономии с другими науками;
- включите разделы, посвященные способам практических астрономических наблюдений, которые могут проводить ученики;
- добавьте практические работы в аудитории и под открытым небом.
- В качестве обучающих материалов используйте видеоролики с трехмерными изображениями вместо плоских изображений.
Содержание предмета, курса и модуля должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения ООП, которые изложены в целевом разделе (подп. 2 п. 30.2 ФГОС НОО, подп. 2 п. 31.2 ФГОС ООО).
- Проверьте в содержании рабочей программы, чтобы педагог:
- использовал системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию детей;
организовал проектную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся, перечислил темы проектов; - указал перечень предлагаемых внеурочных мероприятий по своему предмету, курсу, модулю.
Раздел можно начать с общей характеристики программы: какие темы изучают на конкретном уровне общего образования или по годам обучения (классам), как темы взаимосвязаны, изучение каких тем будет предложено на новом уровне в последующие годы, как отражаются особенности школы.
Проверьте, чтобы в структуре раздела выделили тематические блоки, описали каждую тему. Можно добавить количество часов для изучения каждого блока. Так проще будет соотнести темы и часы с таблицей тематического планирования в третьем разделе рабочей программы.
Проконтролируйте объем домашнего задания для учеников. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочей программе, но это важно предусмотреть, чтобы учитель не перегружал школьников и помог им достичь образовательных результатов по ФГОС. При проверке руководствуйтесь таблицей 6.6 СанПиН 1.2.3685-21:
- в 1-х классах выполнение домашних заданий не должно превышать часа;
- во 2–3-х – 1,5 часа;
- в 4–5-х – 2 часа;
- в 6–8-х – 2,5 часа;
- в 9–11-х – 3,5 часа.
Когда проверяете рабочую программу курса внеурочной деятельности, убедитесь, что в ней указали формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое сделали в новых ФГОС.
К рабочей программе педагог может приложить перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планирует использовать в работе. ФГОС не требуют этого, но с перечнем будет удобнее контролировать педагога – содержание его рабочей программы и как он ее реализует на уроках.
Что включить в раздел «Планируемые результаты»
Планируемые результаты освоения рабочей программы должны соответствовать планируемым результатам ООП, которые изложены в ее целевом разделе (п. 30.2 ФГОС НОО, п. 31.2 ФГОС ООО).
Проверьте, чтобы каждая рабочая программа содержала требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. ФГОС не устанавливает такого требования к рабочим программам, но для целевого раздела ООП такое деление результатов обязательно. Будет удобнее, если сначала педагоги сформулируют требования к трем видам результатов в рабочих программах, а затем на их основе оформят целевой раздел ООП.
Попросите педагогов сформулировать планируемые результаты на основе требований стандартов. Они изложены в четвертых разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения предмета, курса и модуля должны быть такими, чтобы после его освоения ученики:
- сформировали основы российской гражданской идентичности в начальной школе, а в старших классах осознали российскую гражданскую идентичность;
- были готовы к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- сформировали в начальной школе ценностные установки и социально значимые качества личности, в старших классах осознали ценность самостоятельности и инициативы;
- принимали активное участие в социально значимой деятельности в начальной школе, а в старших классах развили мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформировали внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом – на уровне основного общего образования.
- Метапредметные результаты должны основываться на возрасте учеников. Подробнее смотрите в таблице.
Требования к метапредметным результатам
Предметные результаты освоения рабочей программы должны соответствовать общим требованиям для ООП и для конкретного предмета. Общее требование на уровне начальной школы: ученики должны освоить опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Общие требования к предметным результатам для основного уровня общего образования:
- освоение учениками научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
- предпосылки научного типа мышления;
- виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
- Если включили в ООП предмет, курс или модуль, требований к предметным результатам которого нет во ФГОС, поручите педагогу разработать требования самостоятельно.
Посмотрите, подготовил ли педагог систему оценки результатов учеников и указал ли оценочные материалы. Каждый планируемый результат должен быть зафиксирован. Для этого учитель может предусмотреть, чтобы школьники выполнили контрольную работу, диктант, изложение, тест, заполнили анкету или опросник.
Проверьте, чтобы оценка достижения планируемых результатов:
- отражала содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности;
- обеспечивала комплексный подход к оценке результатов освоения рабочей программы, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов;
- предусматривала оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием
- цифровых технологий;
- предусматривала оценку динамики учебных достижений учеников;
- обеспечивала возможность получения объективной информации о качестве подготовки учеников в интересах всех участников образовательных отношений
Что включить в раздел «Тематическое планирование»
Поручите педагогу в третьем разделе рабочей программы отразить три обязательных элемента:
1) перечень тем, планируемых для освоения учениками;
2) количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы;
3) информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО).
Тематическое планирование должно соответствовать первому разделу рабочей программы и отражать содержание предмета, курса или модуля.
Проверьте, чтобы педагог помимо тематических часов предусмотрел еще часы на проведение контрольных, практических, лабораторных работ, проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по предмету, курсу или модулю должно соответствовать расчасовке в учебном плане. А объем часов по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Предложите педагогу в качестве электронных учебно-методических материалов использовать:
- мультимедийные программы;
- электронные учебники и задачники;
- электронные библиотеки;
- виртуальные лаборатории;
- игровые программы;
- коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Проконтролируйте, чтобы электронные учебно-методические материалы позволяли использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание соответствовало законодательству об образовании.
Предложите педагогу оформить тематическое планирование в виде таблицы. По желанию можно добавить другие графы. Например, каких личностных, метапредметных и предметных результатов достигнет ученик после изучения темы, как работа по теме связана с рабочей программой воспитания и т. д.
Как учесть рабочую программу воспитания в программах предметов, курсов, модулей
Проверьте, чтобы педагог включил в рабочую программу предмета, курса или модуля информацию о том, как он учел содержание рабочей программы воспитания школы. Законодательство не регламентирует, как это надо сделать. Лишь закрепляет, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО). Если это выделите отдельным блоком, при проверках будет легче доказать, что учёт произведен.
Обсудите с педагогом вариант оформления учета рабочей программы воспитания и выберите тот, который ему удобен. Можете закрепить единые требования для всех учителей в положении о рабочей программе, например потребуйте:
добавить абзац в пояснительную записку рабочей программы предмета, курса или модуля – если оформляете ее;
- оформить аналитическую справку о том, как учли в рабочей программе предмета, курса или модуля рабочую программу воспитания, в виде приложения к рабочей программе предмета;
- указать информацию об учете рабочей программы воспитания в первом разделе рабочей программы предмета, курса или модуля – после каждой описанной темы или отдельным блоком;
- включить информацию об учете рабочей программы воспитания в тематическое планирование – добавить графу и указать в ней воспитательное мероприятие, которое запланировали на уроке или в рамках внеурочной деятельности.
Примерная рабочая программа воспитания содержит инвариантный модуль «Школьный урок». Специалисты РАО рекомендуют школам использовать воспитательный потенциал каждого урока. Конкретные действия надо отразить в модуле рабочей программы воспитания. Их можно продублировать в рабочей программе предмета, курса или модуля. Так, педагог может:
- устанавливать доверительные отношения между учителем и учениками, способствующие позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
- побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
- организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.
Как утвердить рабочую программу
Рассмотрите рабочую программу на педсовете или на заседании предметного методического объединения педагогов. При необходимости поручите доработать документ.
Включите рабочую программу в содержательный раздел ООП и утвердите ее приказом или грифом «УТВЕРЖДАЮ».
Отдельно утверждать рабочую программу не надо.
Если нужно изменить рабочую программу, издайте приказ о внесении изменений в ООП. Укажите в приказе части ООП, которые меняете, и опишите новшества. Если они объемны, то оформите новые рабочие программы приложением к приказу об изменениях.
Образцы
Приказ об утверждении ООП по ФГОС-2021
Приказ о внесении изменений в ООП ООО по ФГОС-2021
Источник: vip.1obraz.ru
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
- Английский язык в ДОУ в условиях ФГОС 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ) 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в условиях детского дома 250 часов 2 месяца
- Воспитатель ДОУ в условиях полилингвальной среды 250 часов 2 месяца
- Воспитатель дошкольной образовательной организации 520 часов 2 месяца
- Воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ (для лиц с высшим образованием) 250 часов 3 месяца
- Детская и семейная психология 250 часов 2 месяца
- Дошкольная специальная психология и педагогика 250 часов 2 месяца
- Логопедия и психология ребенка в ДОУ 520 часов 2 месяца
- Младший воспитатель в дошкольном образовании 250 часов 2 месяца
- Организация детских праздников 250 часов 2 месяца
Повышение квалификации:
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО 180 часов (1 месяц)
- Безопасность информационной среды в образовательных организациях 72 часа (1 месяц)
- Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС 108 часов (1 месяц)
- Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
- Инструктор детского фитнеса 120 часов (1 месяц)
- Дошкольная дефектология. Организация и содержание коррекционной помощи детям с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДОО 108 часов (1 месяц)
- Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 108 часов (1 месяц)
- Нетрадиционные методы эстетического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ 120 часов (1 месяц)
- Организация детских праздников для дошкольников 72 часа (1 месяц)
- Развитие ребенка-дошкольника в полилингвальной среде: условия и технологии в дошкольном образовании 72 часа (1 месяц)
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь