Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

Представляем вам опыт сразу двух детских садов из разных городов: Москвы и Кемерова. Рабочая группа педагогов совместно с научным руководителем – доцентом МПГУ рассказала, почему важно развивать у дошкольников навыки «4К», какие возможности для этого есть летом и какие мероприятия нужно включить в план. В статье – образец комплексно-тематического плана работы на июнь.


 Чтобы быть успешным, современному человеку важно творчески мыслить, критически думать, уметь работать в команде, распознавать эмоции других людей и свои собственные, решать комплексные задачи, принимать решения. Эти и ряд других умений сейчас принято называть Soft Skills, или гибкие навыки. Специалисты считают, что развивать их нужно как можно раньше, в дошкольном возрасте, и выделяют четыре ключевых навыка, которым педагоги должны уделять внимание в работе в детьми. Данная система навыков получила название «Система 4К».

 


 Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Профессиональная переподготовка:

Повышение квалификации: 

 

  Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

 


Что такое система навыков «4К»

«Система 4К» – это четыре надпрофессиональных навыка, названия которых начинаются на «К»: критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация. Взрослым людям они позволяют преуспевать в профессиях, где нужно работать с людьми, помогают повышать и получать новую квалификацию, адаптироваться к новым условиям рынка труда.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, интерпретировать явления и события, оценивать их и делать обоснованные выводы. Креативность – способность выходить за пределы шаблонов, смотреть на мир с разных точек зрения, генерировать и воплощать оригинальные идеи. Способность коммуницировать – навык корректно поступать и общаться, доносить до собеседника информацию, мысли, знания, чувства. Способность к кооперации – умение работать сообща ради общего результата или выгоды. В рейтинге навыков, которые будут востребованы к 2025 году, исследователи ставят критическое мышление на 4-е место, а креативность – на 5-е из 15 (The Future of Jobs Report 2020. October 2020 // World Economic Forum).

Снимок экрана 495

Какие возможности для развития навыков «4К» есть летом

Чтобы развивать у детей навыки «4К» летом, необязательно создавать что-то специально. Важно выстраивать работу на основе доступных видов детской деятельности, в первую очередь игровой, и использовать возможности летнего периода.

Расширенное образовательное пространство. Летом педагоги проводят образовательную деятельность с детьми на территории детского сада и в близлежащих лесах и парках. Благодаря этому образовательное пространство расширяется. У детей появляется больше возможностей для совместной деятельности – кооперации и коммуникации, исследований и наблюдений, которые развивают креативность и критическое мышление.

Природа как элемент образовательного пространства. Летом необходимо максимально использовать природу как элемент образовательного пространства. Любая деятельность детей в природе будет развивать у них навыки «4К». Например, дети сравнивают деревья, листья, цветы, анализируют, как себя ведут насекомые, птицы, – и развивают критическое мышление. Обсуждают природные явления, поведение животных и тренируют навыки коммуникации. Вдохновляются природой, рисуют и мастерят поделки – развивают креативность.

Физическая активность на свежем воздухе. В летний период больше возможностей для двигательной активности дошкольников. В играх, особенно командных, воспитанники оттачивают навыки коммуникации и кооперации. Соревнования, проекты предусматривают необходимость включать критическое мышление. Например, в ходе круговой тренировки – физических упражнений, которые дети выполняют с помощью маршрутных карт.

Снимок экрана 496

Какие условия должны создавать педагоги

Чтобы развивать навыки «4К», недостаточно вывести детей на прогулку. Нужно реализовывать с дошкольниками тематические мини-проекты и мини-исследования, которые заинтересуют детей, будут учить их рассуждать, анализировать, задавать вопросы и искать на них ответы. Также важно проводить наблюдения и беседы, дидактические и командные игры, организовывать трудовую деятельность в цветнике, на огороде.

 Пример

Летом вместе с воспитанниками мы обновляем цветники и экологические тропы на территории наших детских садов. Чтобы обустроить цветник и экотропу, дети проявляют креативность – придумывают, как оформить клумбы, новые станции на тропе. Трудовая деятельность учит детей коммуницировать и кооперироваться, показывает, как важно делать сложные дела вместе. Дошкольники следят за тем, чтобы земля в цветнике не пересыхала, клумбы не зарастали сорняками.

 

 Чтобы развивать у детей навыки «4К», важно вовлекать в эту работу родителей. Для этого педагоги должны рассказать им про навыки «4К»: почему полезно развивать их у детей с дошкольного возраста, как воспитанники осваивают их в детском саду, как помочь детям тренировать новые компетенции дома, какую совместную деятельность для этого родители могут организовать с ребенком. Также важно предусмотреть совместную деятельность детей и родителей в плане работы в летний период.

 

 

Как отразить работу в плане

Чтобы отразить работу педагогов по развитию у детей навыков «4К» в летний период, необходимо включить в комплексно-тематический план соответствующие виды деятельности с учетом тематических недель и добавить специальную графу.

Педагоги должны заранее проанализировать, какие виды деятельности какие навыки будут развивать. При этом одни навыки могут быть приоритетными, а другие – развиваться по умолчанию. Например, без коммуникации детей друг с другом и со взрослым ни один вид деятельности невозможен.

Дополнительная графа в плане поможет проследить, какой именно навык педагоги развивали в ходе конкретного мероприятия. Чтобы работа была эффективной, лучше не выделять более 2–3 навыков в качестве приоритетных. В приложении смотрите фрагмент комплексно-тематического плана работы на июнь. В нем мы специально показываем мероприятия для всех групп, чтобы вы увидели, что работа в старших и подготовительных группах по развитию у детей навыков «4К» включается в общий план и не нарушает естественный ход работы с детьми в летний период во всех возрастных группах. Кроме того, чтобы не перегружать план, вы можете указывать в последнем столбце только аббревиатуру навыков «4К»: коммуникация – КЦ, кооперация – КП, креативность – КТ, критическое мышление – КМ.

 

 Образец плана (скачать)

 

Источник:  vip.1obraz.ru

 

Контакты для связи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить