Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

С 1 мая школы и детские сады должны ввести в воспитательную и образовательную деятельность изучение истории государственных символов России. Дополнительно придется организовать церемонии поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна. В рекомендации – как ввести новые мероприятия и какие документы для этого принять.

Как ввести изучение госсимволов в школе

 

Поручите педагогам проверить основные образовательные программы – есть ли там мероприятия, посвященные изучению государственных символов России. Это может быть отражено в рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, воспитания, календарных планах воспитательной работы школы и планах внеурочной деятельности.

Издайте приказ. Укажите в нем, какие мероприятия должны выполнить работники, чтобы школа организовала изучение государственных символов. Определите ответственных и сроки исполнения. Воспользуйтесь готовым образцом.

 


 Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

Профессиональная переподготовка:

Повышение квалификации: 

  Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

 


 

Приказ об организации изучения госсимволов в школе 

шаблон

 Приказ об организации изучения госсимволов в школе

образец

 

Рабочие программы учебных предметов

Государственные символы России можно изучать в рамках большинства школьных предметов. Смотрите в таблице рекомендации Минпросвещения.

 

Как изучать госсимволы в рамках школьных предметов

 

Предмет/предметная область

Формы работы

Что должны усвоить дети

Русский язык
Литературное чтение

Родной язык
Литературное чтение на родном языке

Окружающий мир

Урок
Игровые образовательные технологии

Получить первоначальные представления о русском языке как государственном языке России, родном языке как основе национального самосознания.

Развить представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

Сформировать отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни

ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)

Урок
Игровые образовательные технологии

Уметь распознавать российскую госсимволику, символику своего региона.

Уметь объяснять значение символики.

Уметь выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан

ОДНКНР

Урок

Закрепить представления о госсимволике России в связи с историей и культурой народов России, российских традиционных религий

Искусство

Урок
Творческие работы

Научиться выражать свое отношение к окружающему миру и демонстрировать чувство гордости за свою страну через творчество.

Расширить знания о формировании госсимволики, в т.ч. современной.

Познакомиться с историей создания гимна России, его автором.

Выучить текст гимна

Обществознание
История

Урок
Проектная и исследовательская деятельность

Углубить знания о госсимволике, истории ее развития.

Сформировать личностные основы российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности.

Осмыслить политическую и нравственную суть символов.

Расширить и углубить представления о гражданских обязанностях, включая защиту Отечества на воинской или альтернативной службе.

Научиться сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с соблюдением российских законов, общепринятых норм поведения

Русский язык и литература

Урок
Изучение литературных произведений

Сформировать ценностное отношение к русскому языку как государственному языку России

 

Минпросвещение рекомендует выделить минимум один урок в год на изучение государственных символов России (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

 

Курсы внеурочной деятельности

Используйте часы внеурочной деятельности, чтобы углубить изучение предметов. Запланируйте мероприятия о прошлом и современности государственной символики России. Например, организуйте геральдические вечера, исторические экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады.

Предложите ученикам выпускать исторические газеты и журналы, выполнить творческие работы и исследовательские проекты.

Организуйте просмотр тематических фильмов. Например, на сайте Президентской библиотеки опубликовали трилогию о гербе, флаге и гимне России.

Поручите педагогам изучить методические материалы, которые Минпросвещения перечислило в письме от 15.04.2022 № СК-295/06. Пособия помогут организовать работу с детьми по изучению госсимволов в разных формах.

 

Рабочие программы воспитания

Проверьте, чтобы в программах воспитания каждого уровня общего образования включили мероприятия, которые позволяют школьникам узнать больше о символах страны и своей малой родины. Например, запланируйте классные часы, на которых учителя будут рассказывать, как пользоваться госсимволами в школе, обществе, конкретных ситуациях. Можно также рассказать об ответственности за нарушения в использовании и порчу государственных символов России. Это создаст установку на ценность и уважение государственных символов, будет способствовать формированию нравственных качеств и гражданской идентичности учащихся.

С сентября 2022 года проводите отдельные классные часы «Разговоры о важном». На них можно рассказать ученикам о роли России в текущей геополитической ситуации, связать это со значением государственной символики и историей ее развития.

 

Планы внеурочной деятельности и воспитательной работы

Поручите педагогам соединить изучение государственных символов России и внеурочные формы работы. Удобно использовать для этого праздники и памятные даты. Минпросвещение рекомендует включить в календарный план воспитательной работы и план внеурочной деятельности государственные и другие праздники, которые послужат поводом для изучения госсимволов (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06). Подробнее смотрите в таблице.

 

Какие праздники включить для изучения символов страны

 

Государственные праздники

Праздничные даты

12 июня – «День России»

22 августа – день Государственного флага Российской Федерации

30 ноября – день Государственного герба Российской Федерации

12 декабря – «День Конституции»

25 декабря – день утверждения трех ФКЗ: о Государственном флаге, гербе и гимне России

1 сентября – День знаний

4 ноября – День народного единства

23 февраля – День защитника Отечества

8 марта – Международный женский день

12 апреля – День космонавтики

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

Другие праздники, в том числе региональные

Включите в планы исполнение Государственного гимна и поднятие Государственного флага в дни государственных праздников и проведения торжественных мероприятий, в том числе финальных этапов соревнований.

 

Как ввести изучение госсимволов в детском саду

Организуйте знакомство дошкольников с государственными символами в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и проведение мероприятий (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Включите государственные символы в пространственную образовательную среду детского сада. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в актовом зале. Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес к их назначению.

Вводите тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Подробнее смотрите в таблице.

 

Как изучать госсимволы в рамках образовательных областей дошкольного образования

Образовательная область

Формы работы

Что должен усвоить воспитанник

Познавательное развитие

Игровая деятельность

Театрализованная деятельность

Чтение стихов о Родине, флаге страны и т.д.

Получить информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о госсимволах, олицетворяющих Родину

Социально-коммуникативное развитие

Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные.

Сформировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых

Речевое развитие

Познакомиться с книжной культурой, детской литературой.

Расширить представления о госсимволах страны и ее истории

Художественно-эстетическое развитие

Творческие формы– рисование, лепка, художественное слово, конструирование и др.

Научиться ассоциативно связывать госсимволы с важными историческими событиями страны

Физическое развитие

Спортивные мероприятия

Научиться использовать госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, для чего это нужно

Проверьте, чтобы педагоги проводили с воспитанниками минимум одно занятие в год, посвященное изучению государственных символов России.

Включите тематические мероприятия в рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы детского сада. Удобнее приурочить мероприятия к празднованию памятных дат страны и региона.

Издайте приказ. Укажите в нем, какие мероприятия должны выполнить работники, чтобы детский сад организовал изучение государственных символов. Определите ответственных и сроки исполнения. Воспользуйтесь готовым образцом.

 

Приказ об организации изучения госсимволов в детском саду 

шаблон

Приказ об организации изучения госсимволов в детском саду

образец 

 

Как проинформировать детей и родителей

Проведите собрания, чтобы проинформировать учеников и родителей, что вводите новые мероприятия, посвященные государственным символам.

На родительских собраниях предупредите родителей, что организуете поднятие флага с прослушиванием гимна в начале каждой недели. Также проинформируйте, что проводите вынос флага на торжественных мероприятиях. Объясните, что поднимать и выносить флаг могут дети, которые добились успешных результатов в обучении и дисциплине.

В школах проведите вводные классные часы, можно совместные – для всех учеников каждого уровня образования. Сообщите детям, что немного меняется распорядок дня. Теперь каждая учебная неделя начинается с поднятия Государственного флага и исполнения гимна.

Расскажите детям, что важнейшим символом российского государства выступают его государственные символы. Поэтому участвовать в поднятии флага и исполнении гимна – особая честь и гордость каждого гражданина. Более того, если ученик проявил себя успешно в разных сферах, то может лично поднять или внести флаг России.

Раздайте ученикам памятку, чтобы им было легче понять вашу речь и запомнить новый регламент. В памятке также перечислены ссылки на интернет-ресурсы, посвященные госсимволам.

  

Памятка для учащегося. Государственные символы в школе

 шаблон

Памятка для учащегося. Государственные символы в школе

 образец 

 

Как использовать флаг России

Школы имеют право постоянно вывешивать Государственный флаг России на своих зданиях или устанавливать на территории (ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ). Детский сад такой привилегии не имеет.

Все образовательные организации должны поднимать или устанавливать флаг во время торжественных и массовых мероприятий, в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных (ст. 6 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ).

Минпросвещения рекомендует поднимать и спускать флаг еженедельно. Например, поднимать в начале учебной недели и спускать в конце. Дополнительно ведомство рекомендует выносить Государственный флаг при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий – линеек, пятиминуток, собраний, акций, флешмобов и др.

Поручайте поднятие и спуск, вынос Государственного флага лучшим ученикам, которые добились выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности. Можно поручить это также работникам школы и детского сада, а в исключительных случаях – родителям (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Контролируйте, чтобы вынос и поднятие флага сопровождалось исполнением Государственного гимна России в краткой или полной версии.

Поручите педагогам запланировать классные часы или иную беседу с детьми, чтобы объяснить им значимость важного события в истории страны или субъекта России. Такое разъяснение надо проводить перед каждым торжественным, праздничным или траурным мероприятием, во время которого будет поднятие или вынос флага (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Чтобы установить единую процедуру использования флага, утвердите локальный акт. Например, положение об использовании государственных символов. В нем удобно описать правила применения сразу всех госсимволов – флага, гимна, герба.

Законодатель не установил детальную процедуру использования государственных символов в образовательных организациях. Поручите ответственным при разработке локального акта учитывать требования федеральных конституционных законов и письма Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06. Помимо непосредственно процедуры можете продублировать в локальном акте описание символики. Так работникам не придется каждый раз читать законы, чтобы уточнить требования к параметрам флага и герба России.

Чтобы ввести в школе и детском саду традицию еженедельного поднятия флага, примите приказ. Воспользуйтесь готовыми образцами.

 

Образцы

Приказ о введении традиции еженедельного поднятия флага

и исполнения гимна 

шаблон

Приказ о введении традиции еженедельного поднятия флага

и исполнения гимна 

образец

 Положение об использовании государственных символов

шаблон

 Положение об использовании государственных символов

образец

 Регламент подъема и спуска Государственного флага

шаблон

 Регламент подъема и спуска Государственного флага

образец

 Регламент вноса и выноса Государственного флага

шаблон

 Регламент вноса и выноса Государственного флага

образец

 

Снимок экрана 435

Как использовать гимн России

Законодатель установил, что Государственный гимн России надо исполнять:

  • во время официальной церемонии подъема Государственного флага и других официальных церемоний;
  • при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления;
  • при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам;
  • при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований;
  • перед первым уроком в день начала нового учебного года – в школе, а также во время школьных торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий, в том числе посвященных государственным и муниципальным праздникам.

Контролируйте, чтобы исполняемый гимн точно соответствовал музыкальной редакции и тексту, утвержденными Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 3-ФКЗ.

Предупредите работников и детей, что во время официального исполнении Государственного гимна все присутствующие должны стоять, а мужчины – быть без головных уборов. Если одновременно поднимают Государственный флаг, то присутствующие поворачиваются к нему лицом (ст. 7 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 3-ФКЗ).

Урегулируйте детальную процедуру использования гимна в школе и детском саду в локальном акте – Положении об использовании государственных символов.

 

Как использовать герб России

Используйте макет или изображение Государственного герба России, чтобы дети имели возможность с ним ознакомиться и изучить его.

Храните герб вместе с флагом России или в другом месте. Законодатель не устанавливает требований к хранению государственных символов. Главное, чтобы хранение и использование герба не привело к надругательству над государственными символами. За это грозит административная и уголовная ответственность (ст. 11 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗст. 10 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ).

Если решили разместить герб России вместе с другими гербами – муниципалитета, региона, образовательной организации – учтите три правила. Подробнее – в таблице.

Правила размещения Государственного герба среди других гербов

Критерий правила

Пояснение

1. Очередность

Герб России располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом.

Если одновременно разместили нечетное количество гербов, герб России должен быть в центре, а при размещении четного числа гербов – левее центра

2. Размер

Размер других гербов не может превышать размер герба России

3. Высота

Герб России нельзя размещать ниже других гербов

 

Где разместить флаг и герб России

Разместите флаг и герб России в помещении школы и детского сада, где их могут увидеть большое количество людей, но при этом, чтобы людской поток не помешал ощущению торжественности от присутствия государственных символов. Например, поместите флаг и герб в актовом зале или административном помещении. Можно разместить госсимволы в холле или рекреации в относительно закрытой их части.

Законодатель не устанавливает требования к помещениям, в которых размещают флаг и герб России. Главное, чтобы это не нарушило правила использования государственных символов, установленных Федеральными конституционными законами от 25.12.2000 № 1-ФКЗ и № 2-ФКЗ.

 

Снимок экрана 437

Минпросвещения рекомендует обеспечить эстетичность и доступность для детей и молодежи помещения, в котором разместили государственные символы. Оно должно быть освещённым и чистым. Помещайте флаг и герб России на расстоянии минимум одного метра от учебного и иного оборудования (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).

Источник:  vip.1obraz.ru

 

Контакты для связи

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить