С 1 мая школы и детские сады должны ввести в воспитательную и образовательную деятельность изучение истории государственных символов России. Дополнительно придется организовать церемонии поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна. В рекомендации – как ввести новые мероприятия и какие документы для этого принять.
Как ввести изучение госсимволов в школе
Поручите педагогам проверить основные образовательные программы – есть ли там мероприятия, посвященные изучению государственных символов России. Это может быть отражено в рабочих программах учебных предметов, курсов внеурочной деятельности, воспитания, календарных планах воспитательной работы школы и планах внеурочной деятельности.
Издайте приказ. Укажите в нем, какие мероприятия должны выполнить работники, чтобы школа организовала изучение государственных символов. Определите ответственных и сроки исполнения. Воспользуйтесь готовым образцом.
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Профессиональная переподготовка:
- Английский язык в ДОУ в условиях ФГОС 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ) 250 часов 2 месяца
- Воспитатель в условиях детского дома 250 часов 2 месяца
- Воспитатель ДОУ в условиях полилингвальной среды 250 часов 2 месяца
- Воспитатель дошкольной образовательной организации 520 часов 2 месяца
- Воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ (для лиц с высшим образованием) 250 часов 3 месяца
- Детская и семейная психология 250 часов 2 месяца
- Дошкольная специальная психология и педагогика 250 часов 2 месяца
- Логопедия и психология ребенка в ДОУ 520 часов 2 месяца
- Младший воспитатель в дошкольном образовании 250 часов 2 месяца
- Организация детских праздников 250 часов 2 месяца
Повышение квалификации:
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО 180 часов (1 месяц)
- Безопасность информационной среды в образовательных организациях 72 часа (1 месяц)
- Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС 108 часов (1 месяц)
- Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС 72 часа (1 месяц)
- Инструктор детского фитнеса 120 часов (1 месяц)
- Дошкольная дефектология. Организация и содержание коррекционной помощи детям с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДОО 108 часов (1 месяц)
- Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ 108 часов (1 месяц)
- Нетрадиционные методы эстетического развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ 120 часов (1 месяц)
- Организация детских праздников для дошкольников 72 часа (1 месяц)
- Развитие ребенка-дошкольника в полилингвальной среде: условия и технологии в дошкольном образовании 72 часа (1 месяц)
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Рабочие программы учебных предметов
Государственные символы России можно изучать в рамках большинства школьных предметов. Смотрите в таблице рекомендации Минпросвещения.
Как изучать госсимволы в рамках школьных предметов
Предмет/предметная область |
Формы работы |
Что должны усвоить дети |
Русский язык Родной язык Окружающий мир |
Урок |
Получить первоначальные представления о русском языке как государственном языке России, родном языке как основе национального самосознания. Развить представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России. Сформировать отношение к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни |
ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») |
Урок |
Уметь распознавать российскую госсимволику, символику своего региона. Уметь объяснять значение символики. Уметь выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан |
ОДНКНР |
Урок |
Закрепить представления о госсимволике России в связи с историей и культурой народов России, российских традиционных религий |
Искусство |
Урок |
Научиться выражать свое отношение к окружающему миру и демонстрировать чувство гордости за свою страну через творчество. Расширить знания о формировании госсимволики, в т.ч. современной. Познакомиться с историей создания гимна России, его автором. Выучить текст гимна |
Обществознание |
Урок |
Углубить знания о госсимволике, истории ее развития. Сформировать личностные основы российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности. Осмыслить политическую и нравственную суть символов. Расширить и углубить представления о гражданских обязанностях, включая защиту Отечества на воинской или альтернативной службе. Научиться сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с соблюдением российских законов, общепринятых норм поведения |
Русский язык и литература |
Урок |
Сформировать ценностное отношение к русскому языку как государственному языку России |
Минпросвещение рекомендует выделить минимум один урок в год на изучение государственных символов России (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Курсы внеурочной деятельности
Используйте часы внеурочной деятельности, чтобы углубить изучение предметов. Запланируйте мероприятия о прошлом и современности государственной символики России. Например, организуйте геральдические вечера, исторические экскурсии, викторины и конкурсы, олимпиады.
Предложите ученикам выпускать исторические газеты и журналы, выполнить творческие работы и исследовательские проекты.
Организуйте просмотр тематических фильмов. Например, на сайте Президентской библиотеки опубликовали трилогию о гербе, флаге и гимне России.
Поручите педагогам изучить методические материалы, которые Минпросвещения перечислило в письме от 15.04.2022 № СК-295/06. Пособия помогут организовать работу с детьми по изучению госсимволов в разных формах.
Рабочие программы воспитания
Проверьте, чтобы в программах воспитания каждого уровня общего образования включили мероприятия, которые позволяют школьникам узнать больше о символах страны и своей малой родины. Например, запланируйте классные часы, на которых учителя будут рассказывать, как пользоваться госсимволами в школе, обществе, конкретных ситуациях. Можно также рассказать об ответственности за нарушения в использовании и порчу государственных символов России. Это создаст установку на ценность и уважение государственных символов, будет способствовать формированию нравственных качеств и гражданской идентичности учащихся.
С сентября 2022 года проводите отдельные классные часы «Разговоры о важном». На них можно рассказать ученикам о роли России в текущей геополитической ситуации, связать это со значением государственной символики и историей ее развития.
Планы внеурочной деятельности и воспитательной работы
Поручите педагогам соединить изучение государственных символов России и внеурочные формы работы. Удобно использовать для этого праздники и памятные даты. Минпросвещение рекомендует включить в календарный план воспитательной работы и план внеурочной деятельности государственные и другие праздники, которые послужат поводом для изучения госсимволов (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06). Подробнее смотрите в таблице.
Какие праздники включить для изучения символов страны
Государственные праздники |
Праздничные даты |
12 июня – «День России» 22 августа – день Государственного флага Российской Федерации 30 ноября – день Государственного герба Российской Федерации 12 декабря – «День Конституции» 25 декабря – день утверждения трех ФКЗ: о Государственном флаге, гербе и гимне России |
1 сентября – День знаний 4 ноября – День народного единства 23 февраля – День защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 12 апреля – День космонавтики 1 мая – Праздник Весны и Труда 9 мая – День Победы Другие праздники, в том числе региональные |
Включите в планы исполнение Государственного гимна и поднятие Государственного флага в дни государственных праздников и проведения торжественных мероприятий, в том числе финальных этапов соревнований.
Как ввести изучение госсимволов в детском саду
Организуйте знакомство дошкольников с государственными символами в двух направлениях – через обустройство предметно-пространственной среды и проведение мероприятий (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Включите государственные символы в пространственную образовательную среду детского сада. Их можно разместить в отдельном месте в каждой группе или в общем пространстве – например, в актовом зале. Так воспитанники смогут привыкнуть к новым объектам, и у них возникнет интерес к их назначению.
Вводите тематические мероприятия в формах, доступных для дошкольников, в рамках всех образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Подробнее смотрите в таблице.
Как изучать госсимволы в рамках образовательных областей дошкольного образования
Образовательная область |
Формы работы |
Что должен усвоить воспитанник |
Познавательное развитие |
Игровая деятельность Театрализованная деятельность Чтение стихов о Родине, флаге страны и т.д. |
Получить информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о госсимволах, олицетворяющих Родину |
Социально-коммуникативное развитие |
Усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные. Сформировать чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых |
|
Речевое развитие |
Познакомиться с книжной культурой, детской литературой. Расширить представления о госсимволах страны и ее истории |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Творческие формы– рисование, лепка, художественное слово, конструирование и др. |
Научиться ассоциативно связывать госсимволы с важными историческими событиями страны |
Физическое развитие |
Спортивные мероприятия |
Научиться использовать госсимволы в спортивных мероприятиях, узнать, для чего это нужно |
Проверьте, чтобы педагоги проводили с воспитанниками минимум одно занятие в год, посвященное изучению государственных символов России.
Включите тематические мероприятия в рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы детского сада. Удобнее приурочить мероприятия к празднованию памятных дат страны и региона.
Издайте приказ. Укажите в нем, какие мероприятия должны выполнить работники, чтобы детский сад организовал изучение государственных символов. Определите ответственных и сроки исполнения. Воспользуйтесь готовым образцом.
Как проинформировать детей и родителей
Проведите собрания, чтобы проинформировать учеников и родителей, что вводите новые мероприятия, посвященные государственным символам.
На родительских собраниях предупредите родителей, что организуете поднятие флага с прослушиванием гимна в начале каждой недели. Также проинформируйте, что проводите вынос флага на торжественных мероприятиях. Объясните, что поднимать и выносить флаг могут дети, которые добились успешных результатов в обучении и дисциплине.
В школах проведите вводные классные часы, можно совместные – для всех учеников каждого уровня образования. Сообщите детям, что немного меняется распорядок дня. Теперь каждая учебная неделя начинается с поднятия Государственного флага и исполнения гимна.
Расскажите детям, что важнейшим символом российского государства выступают его государственные символы. Поэтому участвовать в поднятии флага и исполнении гимна – особая честь и гордость каждого гражданина. Более того, если ученик проявил себя успешно в разных сферах, то может лично поднять или внести флаг России.
Раздайте ученикам памятку, чтобы им было легче понять вашу речь и запомнить новый регламент. В памятке также перечислены ссылки на интернет-ресурсы, посвященные госсимволам.
Как использовать флаг России
Школы имеют право постоянно вывешивать Государственный флаг России на своих зданиях или устанавливать на территории (ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ). Детский сад такой привилегии не имеет.
Все образовательные организации должны поднимать или устанавливать флаг во время торжественных и массовых мероприятий, в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных (ст. 6 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ).
Минпросвещения рекомендует поднимать и спускать флаг еженедельно. Например, поднимать в начале учебной недели и спускать в конце. Дополнительно ведомство рекомендует выносить Государственный флаг при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий – линеек, пятиминуток, собраний, акций, флешмобов и др.
Поручайте поднятие и спуск, вынос Государственного флага лучшим ученикам, которые добились выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности. Можно поручить это также работникам школы и детского сада, а в исключительных случаях – родителям (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Контролируйте, чтобы вынос и поднятие флага сопровождалось исполнением Государственного гимна России в краткой или полной версии.
Поручите педагогам запланировать классные часы или иную беседу с детьми, чтобы объяснить им значимость важного события в истории страны или субъекта России. Такое разъяснение надо проводить перед каждым торжественным, праздничным или траурным мероприятием, во время которого будет поднятие или вынос флага (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Чтобы установить единую процедуру использования флага, утвердите локальный акт. Например, положение об использовании государственных символов. В нем удобно описать правила применения сразу всех госсимволов – флага, гимна, герба.
Законодатель не установил детальную процедуру использования государственных символов в образовательных организациях. Поручите ответственным при разработке локального акта учитывать требования федеральных конституционных законов и письма Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06. Помимо непосредственно процедуры можете продублировать в локальном акте описание символики. Так работникам не придется каждый раз читать законы, чтобы уточнить требования к параметрам флага и герба России.
Чтобы ввести в школе и детском саду традицию еженедельного поднятия флага, примите приказ. Воспользуйтесь готовыми образцами.
Образцы
Как использовать гимн России
Законодатель установил, что Государственный гимн России надо исполнять:
- во время официальной церемонии подъема Государственного флага и других официальных церемоний;
- при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления;
- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам;
- при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований;
- перед первым уроком в день начала нового учебного года – в школе, а также во время школьных торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий, в том числе посвященных государственным и муниципальным праздникам.
Контролируйте, чтобы исполняемый гимн точно соответствовал музыкальной редакции и тексту, утвержденными Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 3-ФКЗ.
Предупредите работников и детей, что во время официального исполнении Государственного гимна все присутствующие должны стоять, а мужчины – быть без головных уборов. Если одновременно поднимают Государственный флаг, то присутствующие поворачиваются к нему лицом (ст. 7 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 3-ФКЗ).
Урегулируйте детальную процедуру использования гимна в школе и детском саду в локальном акте – Положении об использовании государственных символов.
Как использовать герб России
Используйте макет или изображение Государственного герба России, чтобы дети имели возможность с ним ознакомиться и изучить его.
Храните герб вместе с флагом России или в другом месте. Законодатель не устанавливает требований к хранению государственных символов. Главное, чтобы хранение и использование герба не привело к надругательству над государственными символами. За это грозит административная и уголовная ответственность (ст. 11 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ, ст. 10 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ).
Если решили разместить герб России вместе с другими гербами – муниципалитета, региона, образовательной организации – учтите три правила. Подробнее – в таблице.
Правила размещения Государственного герба среди других гербов
Критерий правила |
Пояснение |
1. Очередность |
Герб России располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом. Если одновременно разместили нечетное количество гербов, герб России должен быть в центре, а при размещении четного числа гербов – левее центра |
2. Размер |
Размер других гербов не может превышать размер герба России |
3. Высота |
Герб России нельзя размещать ниже других гербов |
Где разместить флаг и герб России
Разместите флаг и герб России в помещении школы и детского сада, где их могут увидеть большое количество людей, но при этом, чтобы людской поток не помешал ощущению торжественности от присутствия государственных символов. Например, поместите флаг и герб в актовом зале или административном помещении. Можно разместить госсимволы в холле или рекреации в относительно закрытой их части.
Законодатель не устанавливает требования к помещениям, в которых размещают флаг и герб России. Главное, чтобы это не нарушило правила использования государственных символов, установленных Федеральными конституционными законами от 25.12.2000 № 1-ФКЗ и № 2-ФКЗ.
Минпросвещения рекомендует обеспечить эстетичность и доступность для детей и молодежи помещения, в котором разместили государственные символы. Оно должно быть освещённым и чистым. Помещайте флаг и герб России на расстоянии минимум одного метра от учебного и иного оборудования (письмо Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06).
Источник: vip.1obraz.ru