Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Меню

 

 

Корректируйте учебный план ежегодно по каждому уровню общего образования в начале календарного, учебного года и по необходимости, чтобы учесть запросы родителей и выполнить требования законодательства. Читайте, что проверить в структуре и содержании учебного плана по ФГОС общего образования.

Что проверить в структуре учебного плана

ФГОС общего образования не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе надо предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметные области и предметы учебного плана. Закон устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проверьте, чтобы в учебный план включили минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам, формы промежуточной аттестации.

Пояснительная записка

Проверьте, чтобы к учебному плану приложили пояснительную записку. Она необязательна, но поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим.

Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы и предметы части, формируемой участниками образовательных отношений. Эту часть надо составить и обосновать на основе запросов учеников и их родителей. Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, то приложите протокол заседания.

Проверьте, есть ли краткая аргументация, почему отвели на изучение предметов, курсов именно столько часов и лет обучения. Учтите, что в учебном плане надо указать только урочные занятия. Не включайте в него мероприятия внеурочной деятельности из основной или формируемой части ООП. Изложите их отдельно – в плане внеурочной деятельности. Часы на эти занятия в учебный план включать не надо. Убедитесь, что в пояснительной записке сделали об этом пометку.

Сетка часов учебного плана

Учебный план традиционно представляют в виде таблицы. Проверьте, чтобы в нее включили:

  • время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, – общее количество на предмет в течение года и количество часов в неделю;
  • предметные области и обязательные предметы, курсы обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений;
  • максимальную аудиторную нагрузку.

Убедитесь, что соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия.

 

Соотношение частей ООП на разных уровнях образования

 

соотношение частей

 

Формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать. Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.

 

ПРИМЕРЫ: 

Формы промежуточной аттестации в пояснительной записке учебного плана ООП ООО 

Формы промежуточной аттестации в сетке часов учебного плана

 

Проверьте, чтобы формы промежуточной аттестации в учебном плане соответствовали локальным актам школы о контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и разделу ООП «Система оценки достижения учащимися планируемых результатов».

 

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 

Профессиональная переподготовка:

Менеджмент в образовании 520 часов 3 месяца

Менеджмент в дошкольном образовании 634 часа 3 месяца

Педагог дополнительного образования (история искусств) 300 часов 3 месяца

Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ДОО (ментальная арифметика, подготовка к школе) 520 часов 3 месяца

Педагог дополнительного образования детей и взрослых 256 часов 3 месяца

Государственное и муниципальное управление 520 часов 3 месяца (ИНТехнО)

Педагогическое образование: учитель русского языка 250 часов 3 месяца

Педагогическое образование: учитель физики 250 часов 3 месяца

 

Повышение квалификации:

Аттестация педагогических работников при введении в действие профессионального стандарта Педагог (воспитатель) 72 часа (1 месяц)

Аттестация руководителя образовательной организации 36 часов (1 месяц)

Обязательная и добровольная аттестация педагогов: последние изменения (первая, высшая категории) 36 часов (1 месяц)

Менеджмент в образовании 72 часа (1 месяц)

Менеджмент дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО 144 часа (1 месяц)

 

Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь

Что проверить в содержании учебного плана

ФГОС общего образования устанавливают требования к содержанию учебного плана ООП каждого уровня. Проверьте, чтобы учебный план определял состав и объем учебных предметов, курсов, их распределение по классам (годам) обучения, общий и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.

Перечень предметов

ФГОС каждого уровня образования устанавливает, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы. Набор предметов зависит от того, в какую часть они входят – обязательную или формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Подробности смотрите в таблице.

Что включить в обязательную часть учебного плана

 

Обязательная предметная область

Учебный предмет

Начальное общее образование

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

Литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Информатика

Обществознание и естествознание

(окружающий мир)

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы мировых религиозных культур

Искусство

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Основное общее образование

Русский язык и литература

Русский язык

Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык

Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык

Второй иностранный язык

Общественно-научные предметы

История России

Всеобщая история

Обществознание

География

Математика и информатика

Математика

Алгебра

Геометрия

Информатика

Основы духовно-нравственной

культуры народов России

Можно не выделять отдельный предмет. Изучение области

можно организовать,если включить отдельные тематические

блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам

общественно-научного цикла – истории,

обществознания, географии

Естественнонаучные предметы

Физика

Биология

Химия

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка

Технология

Технология

Физическая культура и основы

безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

 

В обязательной части учебного плана среднего общего образования укажите предметы, которые будут общими для всех профилей, и предметы для каждого профиля, который есть в школе. По каждому профилю определите, какие предметы ученики будут изучать на базовом уровне, а какие – углубленно.

 

Без названия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Снимок экрана 206

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИТУАЦИЯ

Можно ли в рамках реализации предметной области ОДНКНР включать в основную часть учебного плана изучение родного языка

Нет, нельзя.

Изучать родной язык можно в рамках обязательной предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» – для начальной школы и «Родной язык и родная литература» – для основной и старшей школы.

Предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуйте отдельным учебным предметом ОДНКНР либо тематическим модулем в составе учебных предметов других обязательных предметных областей, например истории, обществознания (письмо Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761).

 

СИТУАЦИЯ

Включать ли обществознание в учебный план 5-го класса

Примите решение самостоятельно.

Если посмотреть примерную ООП основного общего образования, то в ней нет предмета «Обществознание» для 5-го класса. Связано это со спецификой обществознания, которое имеет межпредметные связи с историей, географией, литературой. Поэтому ученикам может не хватить учебного опыта, чтобы изучать обществознание в 5-м классе.

Если пятиклассники заинтересованы в изучении обществознания, то введите в школе курсы внеурочной деятельности, которые будут пересекаться тематически с обществознанием. Например, можно включить в план курс по изучению основ бюджетной грамотности.

 

В Институте Новых Технологий в Образовании Руководители образовательных организаций и предприятий могут воспользоваться «Пакетным обучением сотрудников» 

 

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, составьте на основе опросов учащихся и их родителей. Отразите в ней специфику образовательной организации или региона. Эта часть учебного плана нужна, чтобы ученики могли углубленно изучить отдельные обязательные учебные предметы и удовлетворить свои интересы, в том числе этнокультурные.

Используйте часы этой части на дополнительные учебные предметы – чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть. Ученики также вправе выбрать курсы по выбору: элективные и факультативные курсы. Они отличаются тем, что элективные курсы обязательны для изучения, а факультативные – нет.

Элективные курсы отличаются от учебных предметов тем, что длятся меньше по времени, часто сменяют друг друга и направлены на профессиональную ориентацию учащихся старших классов.

 

Снимок экрана 207

ПРИМЕР

Названия элективных курсов в 7–9-х классах

 

На уровне среднего общего образования обязательно включите в учебный план не меньше одного часа в неделю на индивидуальный проект. Запланируйте проект на один или два года.

Объем аудиторной нагрузки

Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Суммируйте общую нагрузку за все года обучения по уровню и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС. Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливает ФГОС каждого уровня образования.

 

Объем нагрузки по ФГОС

 

Границы нагрузки

Количество занятий за срок освоения ООП по ФГОС

НОО

ООО

СОО

Минимум

2904

5267

2170

Максимум

3345

6020

2590

 

Проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала таблице 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Она должна включать часы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. Проверьте по таблице.

 

Максимальная учебная нагрузка школьников

 

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

при 6-дневной учебной неделе

при 5-дневной учебной неделе

1

21

2–4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8–9

36

33

10–11

37

34

 

Снимок экрана 208

Воспользуйтесь готовыми образцами учебных планов ООП основного общего образования.

 

Образцы

 

Примерный недельный учебный план для 5–9-х классов при шестидневке

Примерный недельный учебный план для 5–9-х классов при пятидневке

 

На уровне среднего общего образования часы учебного плана будут отличаться в зависимости от профиля. Для одного профиля может быть одна или несколько сеток часов. Воспользуйтесь готовыми примерами.

 

Образцы:

Учебный план универсального профиля

Учебный план гуманитарного профиля

Учебный план естественно-научного профиля

Учебный план социально-экономического профиля

Учебный план технологического профиля

 

Как утвердить и изменить учебный план

Учебный план входит в состав ООП, поэтому утвердите его вместе с основной программой. Отдельно издавать приказ об утверждении учебного плана не надо.

Изменения в учебный план можно вносить в течение учебного года, если необходимо. Обсудите новый учебный план на педагогическом совете. Издайте приказ о внесении изменения в ООП и приложите учебный план.

 

СИТУАЦИЯ

Сколько учебных планов должно быть в общеобразовательной организации

Законодательство не определяет количество учебных планов, которые должны быть в школе.

Количество учебных планов должно соответствовать количеству и уровням реализуемых ООП. Основная программа может включать один или несколько учебных планов, в том числе индивидуальных.

В школе одновременно могут быть, например:

·         учебный план для классов, которые обучаются в рамках ФКГОС, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 № 1089;

·         учебный план для начальных классов, которые обучаются в рамках ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;

·         учебный план для классов основной школы, которые обучаются по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;

·         учебный план для классов средней школы, которые обучаются по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;

·         индивидуальные учебные планы.

 

СИТУАЦИЯ

Входит ли внеурочная деятельность в учебный план ООП

Нет, не входит.

План внеурочной деятельности – это самостоятельный подраздел организационного раздела основной образовательной программы. Раньше часы на внеурочную деятельность предусматривали в учебном плане, но это требование утратило силу. Новые ФГОС общего образования устанавливают, что в школе должны быть два отдельных плана – учебный и план внеурочной деятельности.

 

СИТУАЦИЯ

Как скорректировать учебный план, если не удалось реализовать запланированный материал за год из-за ограничительных мероприятий

Меняйте учебный план, если оптимизация содержания ООП не помогла. Используйте два способа: перераспределите часы на предметы на уровне образования и сократите часы на предметы, программу по которым успели пройти.

Если вы досрочно завершили учебный год, то остались нереализованные часы. Это ваша «экономия». Школа может «раскидать» нереализованные часы по оставшимся годам обучения, так как ФГОС не устанавливает, сколько часов нужно отвести на предмет в рамках одного учебного года. Главное, уложиться в рамки общей учебной нагрузки по ФГОС и не превысить максимальную общую недельную нагрузку при пяти- и шестидневной неделе (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Общую нагрузку за уровень образования можно сохранить, но часы по отдельным предметам скорректировать. Например, оптимизация рабочих программ позволила сократить количество часов по ряду предметов. Освободившиеся часы добавьте для изучения тех предметов, на которые часов не хватает.

Проверьте, чтобы количество часов в рабочих программах совпадало с количеством часов в учебном плане. Если есть несовпадения, скорректируйте ООП.

 

Источник: vip.1obraz.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить