Перед началом нового учебного года директорам необходимо проверить и обновить основные образовательные программы (далее – ООП). Особое внимание нужно обратить на части, которые формируют участники образовательных отношений.
- Проверьте соотношение обязательной и формируемой частей
ФГОС общего образования выделяет две части ООП – обязательную и формируемую, а также определяет их процентное соотношение (п. 15 ФГОС НОО, п. 15 ФГОС ООО, п. 15 ФГОС СОО).
Формируемая часть должна присутствовать в каждом разделе ООП. Но нормативные документы не устанавливают процентное распределение формируемой части по разделам ООП. Это школа определяет самостоятельно.
Соотношение обязательной и формируемой частей ООП:
- начальное общее образование – 80 к 20 процентам соответственно;
- основное общее образование – 70 к 30 процентам соответственно;
- среднее общее образование – 60 к 40 процентам соответственно.
2 Учтите потребности родителей и педагогов в формируемой части
Чтобы разработать формируемую часть ООП, нужно изучить потребности участников образовательных отношений – родителей, учеников и педагогов. Узнать их потребности можно через анкетирование. Но в отдельных случаях оно носит формальный характер. Поэтому заранее информируйте педагогов и родителей о работе над ООП и возможностях вашей школы. Информирование обеспечит активное участие педагогов, учеников и родителей, повысит уровень ответственности за решения, в частности за ответы в анкете.
Информирование организуйте в рамках мероприятий по обновлению ООП. Для этого есть как минимум три приема:
- Выступить педагогам перед родителями и учениками с презентацией возможностей школы.
- Разместить информацию, ролики, посты на сайте, в социальных сетях.
- Изучить потребности и запросы самих школьников с помощью нестандартных форм – создание «облака слов», #тегов и т. п.
Информационную работу проводите в рамках плана по подготовке к новому учебному году. Также вы вправе издать приказ «Об изучении потребностей участников образовательных отношений».
3. Исключите неконкретное содержание формируемой части в разделах ООП
Формируемая часть в ООП обеспечивает ей уникальность и персонификацию. Поэтому она не может быть описана общими словами. Формируемую часть нужно описывать доступным родителям, ученикам и педагогам языком. Также она должна наглядно показывать специфику вашей школы.
Отразить специфику можно:
- через учебные предметы, курсы, занятия внеурочной деятельности, которые выбрали ученики, их родители и педагоги;
- рабочие программы учебных предметов, курсов, рабочие программы внеурочной деятельности, которые разработали педагоги вашей школы;
- методы и технологии обучения, которые используют педагоги;
- формы организации образовательной деятельности, которые применяют в вашей школе.
Скачать « Пять контрольных точек в ООП»
© Источник «Справочник руководителя образовательного учреждения»