Проблемный ребенок в саду вызывает недовольства со стороны детей, их родителей, а зачастую и самих воспитателей, однако с такими детьми можно и нужно работать.
Во-первых, стоит ознакомиться с федеральным законодательством, которое прямым текстом сообщает о запрете таких мер как замечание, выговор или отчисление по отношению к дошколятам.
Во-вторых, важно предельно объективно оценить ситуацию. Проанализировать жалобы и претензии, изучить личность ребенка, провести беседы со взрослыми.
Чаще всего причина проблемного поведения лежит в нарушениях развития и/или социальной адаптации. Для их выявления собирается консилиум из воспитателей группы, логопеда, медработника и старшего воспитателя, а у родителей запрашивается письменное согласие на проведение комплексного обследования.
Если по итогам работы консилиума выявлены нарушения, идеальным вариантом было бы обращения родителей в центральную либо в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, однако не все готовы к такому шагу. В этой ситуации необходимо составить программу по психолого-медико-педагогического сопровождению трудного ребенка силами ДОО.
Эффективная программа включает в себя индивидуальные занятия развивающего и коррекционного плана (опять-таки потребуется письменное согласие со стороны родителей), занятия для проведения дома, мероприятия для коррекции отношений трудных детей и их родителей, а также консультации для всех взрослых, включенных в процесс воспитания и образования проблемного ребенка.
В процессе реализации такой программы необходимо отслеживать наличие положительной динамики, а если таковой не наблюдается, вносить изменения в программу. Иногда разумным решением станет обращение к семейным формам дошкольного образования.