Профориентация для школьников – одно из важнейших направлений педагогической работы, которое позволяет учащимся осознать ценность полученных знаний, выбрать профессию и разработать план ее освоения, чтобы стать востребованным специалистом.
Профориентация для школьников включает комплекс мероприятий, позволяющих выявить у детей склонности к определенным типам деятельности, подготовить их к труду, помочь выбрать профессию.
Актуальность профориентации обусловлена постоянно возрастающими требованиями, предъявляемыми в современных условиях к специалистам в любой сфере. Чтобы быть востребованным, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, работать над личностным развитием, совершенствовать знания не только в своей области, но и в смежных. Поэтому, чем раньше школьник осознает свои наклонности, тем успешнее произойдет накопление и систематизация необходимых знаний и умений.
Обязательной составляющей гармоничного развития личности является ее подготовка к самостоятельному выбору профессии. Такая работа ведется в связке с интеллектуальным, эмоциональным, физическим, эстетическим, трудовым воспитанием школьника. Поэтому организация профориентационной работы в школе обязательно должна включаться в учебно-воспитательный процесс, выступать его неотъемлемым компонентом, в том числе во время внеурочной деятельности.
Главная задача профориентации в школе – это помощь ученикам в выборе профиля обучения и профессии. Любой профориентационный проект создается с целью формирования положительного отношения к труду, стимулирования самоопределения. Сознательный и свободный выбор профессии, который основывается на собственных склонностях и предпочтениях, – важная цель профориентации.
Чтобы добиться максимальной эффективности, профессиональная ориентация должна начинаться еще в детском саду и не прерываться на протяжении всего периода обучения в школе. План профориентационной работы в школе можно разделить на 4 части, соответствующие различным этапам работы с детьми разного возраста.
Обратите внимание на формы организации профориентационной работы в школе:
Работа с учениками:
- встречи с представителями профессий, вузов, предприятий;
- экскурсии в различные компании и учебные заведения;
- факультативы, кружки, углубленное изучение предметов;
- определение потребности ребенка в дополнительном образовании;
- анкетирование, тестирование, тренинги, консультации детей.
Работа с родителями:
- беседы, лекции и консультации;
- проведение классных и общешкольных собраний;
- анкетирование;
- создание инициативной группы, которая будет организовывать и сопровождать экскурсии;
- стимулирование родителей помогать старшеклассникам устраиваться на работу во время летних каникул;
- совместное ведение кружков по разным направлениям.
Организационно-методическая деятельность:
- создание новых и адаптация существующих программ по профессиональной ориентации;
- помощь педагогам в подборе материала, проведении консультаций, диагностике.
План профориентационной работы в школе на год дает возможность грамотно организовать деятельность педагогов по достижению целей в области профориентации. Основной целью составления плана является формирование у обучающихся готовности самостоятельного планирования карьерного и профессионального роста с учетом собственных возможностей, наклонностей и требований рынка труда.
При планировании своей деятельности в области профориентации педагогу важно учитывать, что реализуемые мероприятия должны быть направлены на формирование у школьников универсальных качеств, которые позволят сделать осознанный выбор профессии, понять необходимость постоянного совершенствования и собственную ответственность.
Профориентационная работа выступает способом практического применения полученных знаний и навыков, связующим элементом с экономикой государства. Педагогам нельзя недооценивать важность этой работы, а также правильного ее планирования и оценки.
Источник: информационный портал «Менеджер образования»