Личный кабинет

Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

старшие и ведущие учителя квадр 1

конструктор 16 16

центр зан-01.jpg

Досаафф-01.png

РЦПС

BLS

экспресс обуч 1

school ae

portal

korovka

robototexn

домашний клуб пчёлка1

logoped

Дополнительные ресурсы

 

PВ.Я.Харчикова, преподаватель английского языка высшей категории,

БОУ СПО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий», г. Омск

 

Мир, в котором мы живем, настолько быстро меняется, что невозможно предугадать и дать студентам все те знания, умения и навыки, которые им будут необходимы в дальнейшей жизни. Чтобы быть практичным, образование должно готовить человека для выполнения работы, которая и не существует в то время, когда дети учатся в школе, а молодые люди в институте, когда еще не может быть даже угадана природа новых проблем, которые в будущем предстанут перед нами.

        

В связи с этим перед образованием стоит задача обучать так, чтобы нынешние ученики могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия и были способны обнаруживать новые проблемы и задачи. Умение быстро и легко реагировать на изменения в окружающем мире, способность к продуцированию оригинальных идей и вопросов, потребность в поиске и создании нового открывают человеку значительно более широкие возможности в проявлении себя в современном обществе, чем высокий профессионализм и глубокие знания в одной из областей.

        

Обеспечить такое обучения можно лишь путем развития творческих способностей и коммуникативных компетенций. Возникает проблема подбора методов преподавания, решающих эту задачу.

        

Разумеется, невозможно в начале XXI века преподавать какую либо дисциплину без современной техники, без выработки навыков владения этой техникой, хотя некоторые опытные преподаватели говорят, что показ схемы или таблицы через проектор с точки зрения методики преподавания мало чем отличается от той же таблицы, нарисованной мелом на доске. Разве что у преподавателя и студентов возникает чувство глубокого удовлетворения по поводу технической оснащенности их вуза.

        

Таким образом, использование техники имеет отношение, скорее, к информационной составляющей процесса обучения, чем к методической. Это всего лишь необходимый инструмент для осуществления целей преподавателя, вроде пера для поэта. Бездарный поэт напишет дурные стихи самым лучшим пером, а талантливый, не найдя под рукой пера, нацарапает свое гениальное творение хоть углем на стене, отчего оно не перестанет быть гениальным.

        

Именно от личности человека зависит уровень создаваемого ею творческого продукта. Когда Ренуара спросили: «Мэтр, что важнее в искусстве – «как» или «что»?», Ренуар ответил: «Важно – кто». Преподавание – это искусство уже в силу того, что знание его методики и овладение конкретными педагогическими приемами, которым учат в педагогических вузах, еще не делает человека хорошим педагогом, как не делают, например, балерину выдающейся только технические танцевальные навыки или природная гибкость тела. И в первом, и во втором случаях основой высокого уровня мастерства является личность творца.

        

Взаимодействие личности педагога- творца и студента – это главный двигатель образовательного процесса, основной задачей которого является развитие творческой активности и коммуникативных компетенций студентов с использованием инновационных активных методов обучения. Еще Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос – качество изложения, пафос – контакт с аудиторией, этос – отношение с окружающим. Но заставить кого-то творить  - задача психологически невыполнимая, необходимо, чтобы у человека был сформирован мотив творчества. Для этого необходимо, чтобы предмет длительно и стойко наполнялся положительными эмоциями. Наполнение предмета учения положительным зарядом возможно только в случае авторитетности преподавателя, когда у него присутствуют интерес к своему предмету, стремление разделить этот интерес со студентами, увлеченность предметом, широкий образовательный кругозор, исследовательская мотивация, знание психологии общения, эрудиция, стремление не останавливаться на достигнутом и постоянно учиться и знать, потребность в самоактуализации. Таким образом, уровень развития этих сфер личности педагога является профессионально важным качеством, необходимым условием проявления творческой активности студентов на занятиях. Педагог должен ставить перед студентами проблемы, сходные с реальными профессиональными, задавать вопросы открытого типа, то есть имеющие множество вариантов правильного ответа. Приближение обсуждаемых на занятиях проблем к реальным дает возможность моделирования и проработки ситуаций, с которыми молодому человеку придется столкнуться после окончания учебного заведения. Непредсказуемость педагогической ситуации воспринимается различными преподавателями по- разному. При заниженной самооценке, неуверенности в себе, низком уровне развития коммуникативных способностей, иногда слабой ориентации в преподаваемой дисциплине вызывают у преподавателя потребность в безопасности. Педагогические технологии, предполагающие творческую активность студентов, трактуются им как «бесполезное баловство», недопустимое нарушение порядка, отход от академичности вузовской системы преподавания. Педагог этого типа ориентирован на чтение лекций, которые считает главным методом обучения студентов, склонен при решении задач предъявлять готовое решение, которое, с его точки зрения, и является единственно верным. Интересно, что даже на лекции, чувствуя себя в относительной безопасности, он «закрывается» от аудитории, предпочитая стоять за кафедрой или сидеть за столом, и чем этот стол больше и дальше от студентов, тем лучше. На семинарских занятиях у некоторых преподавателей студенты практически не имеют шансов проявить своё творчество, потому что любой семинар оказывается «театром одного актёра», да и обоснование мнений, отличных от своего собственного, такой преподаватель пресекает на корню, забывая о том, что главное – научить и заставить студента рассуждать, мыслить, анализировать, искать решения проблем и ситуаций. Ведь там, где нет поиска истины и где не сталкиваются противоречия, там нет достойного образования и воспитания. И в этом аспекте личностные качества преподавателя трудно переоценить. Направленность личности на решение научных и педагогических проблем, развитая потребность в самоактуализации, подлинный интерес к своей профессиональной деятельности могут компенсировать отдельные недостатки характера, темперамента, способностей – известно, что любимому педагогу ученики многое (но не всё) прощают. Такого преподавателя не пугает и не отталкивает наличие разных мнений по поводу обсуждаемой проблемы, его не смущает непредсказуемость результата творчества, не пугает открытая дискуссия или неожиданный вопрос студента – просто для него это в порядке вещей, это норма. Он позволяет быть своим ученикам талантливее его, позволяет им ошибаться, помогает увидеть ошибки, не стесняясь признавать свои, и следует совету Д. Локка: «Одно дело-указать человеку на ошибку, а другое- вооружить его истиной» – и всё это потому, что он ориентирован не на удовлетворение ситуативных потребностей, а на творческую сверхзадачу.

 

Таким образом, очень важным является именно личностный аспект использования современных методов обучения. Личность педагога является тем источником, который питает само желание (мотивацию) выбора преподавателем активных инновационных методов и методик педагогической деятельности, несмотря на их высокую энергозатратность. Личностные особенности педагога обеспечивают также корректное и эффективное применение этих методик, включаясь во взаимодействие с личностными особенностями студента.

 

Творчество есть функция целостной личности, а не какой-то её части. И, воспитывая в стенах вуза специалиста высокого уровня, преподаватель должен его именно воспитывать, оказывая целенаправленное влияние не только на его познавательную сферу, но и на мотивационно - личностную. В возможности охвата педагогическим воздействием обеих этих сфер и состоит основное достоинство активных методов обучения.

 

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007
  2. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебн. пособие / Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  3. Шведерский А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить