Личный кабинет

Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

РЦПС

BLS

portal2

bannerSCH

korovka

robo

Студия речевого развития

banner222

 

NEW Programm

  

Internet magazine 2

     obychenie za 3 day

Дополнительные ресурсы

 

Схему, способы и методы анализа педагогической деятельности воспитателей заведующий ДОУ может осуществлять по своему усмотрению. Законодательство четких рекомендаций к этому не дает.

Что такое проблемно-ориентированный анализ?

Анализ – это первый шаг на пути к определению целей.

 

После проведенного анализа должно стать ясно, что надо изменять, улучшать, совершенствовать. Задача анализа состоит в том, чтобы конкретизировать и структурировать проблему, обеспечивая возможность ее решения по частям.

 

Анализ результатов – это сравнение того что есть в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) (или какие действительные результаты получились по завершению проделанной работы) с тем, что требуется в соответствии с нормативными установками (социальным заказом).

 

Анализ образовательного процесса – это поиск недостатков в организации образовательного процесса, которые привели к несоответствию между нормой (социальным заказом) и полученным результатом, с указанием степени этого несоответствия. В ходе анализа образовательного процесса может быть выявлено много недостатков, но тот, кто осуществляет этот анализ, должен уметь ранжировать выявленные недостатки по степени их влияния ("сильно", "средне", "слабо") и обозначить не более 3–5 недостатков, как основных причин неудовлетворенности полученного результата.

 

Анализ условий – это определение недостатков тех условий, которые являются причинами дефектов образовательного процесса. Это могут быть: неподготовленность кадров, отсутствие научно-методического обеспечения и др.

 

Традиционный анализ – начинается с выделения недостатков в условиях, а потом без логических обоснований связывают их с результатами. Схема такого анализа выглядит следующим образом: "Условия – Образовательный процесс – Результаты", т.е. "от начала к концу".

 

Проблемно-ориентированный анализ отличается от традиционного тем, что схема анализа предполагает движение "от конца к началу", т.е. от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы ДОУ, к недостаткам образовательного процесса, порождающего недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях, определяющих дефекты образовательного процесса. Таким образом, схема проблемно-ориентированного анализа выглядит следующим образом: "Результаты – Образовательный процесс – Условия".

 

Рекомендуемый современной методологией (В.С. Лазарев, М.М. Поташник) путь анализа "от конца к началу" позволяет отсекать несущественные для конечного результата возможные области поиска проблем и оставлять в поле зрения только наиболее значимые. Тем самым рационализируется процесс анализа. Наряду с этим в ходе анализа выстраиваются логические связи между следствием (результат) и причиной (недостатки образовательного процесса и условий). Реализация такой схемы проблемно-ориентированного анализа предусматривает:

  1. анализ результатов;
  2. анализ образовательного процесса;
  3. анализ условий.

ФГОС ДО не определяет схему анализа занятий воспитателей. При его осуществлении можно применять вышеуказанные способы анализа. Провести анализ педагогической деятельности воспитателей можно путем проведения оперативного и тематического контроля.

Что такое оперативный контроль в дошкольном образовательном учреждении?

Оперативный контроль и анализ в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает:

  1. проводится или не проводится тот или иной вид деятельности,
  2. есть или нет опасности для жизни и здоровья детей,
  3. подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может быть организован в форме:

  1. беседы по содержанию образовательной программы с целью выявления, насколько четко воспитатель представляет задачи работы по определенному разделу;
  2. беседы по календарному плану воспитателя по вопросам организации образовательной деятельности в той или иной форме;
  3. консультации по составлению перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу с целью помочь педагогу выстроить систему работы по конкретной проблеме;
  4. составлению конспекта непосредственно образовательной деятельности, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
  5. совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приемы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год

Какие существуют методы тематического контроля в ДОУ?

Содержание и формы организации детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) определяют методы тематического контроля. Чаще всего используются следующие методы.

 

Наблюдение педагогического процесса предполагает определение цели, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ. При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения.

 

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе непосредственно образовательной деятельности будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного. После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого – показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа.

 

Итоговая непосредственно образовательная деятельность, цель которой – оценка уровня выполнения образовательной программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговая непосредственно образовательная деятельность проводится в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу образовательной программы, время которого четко определено.

 

Проверка календарных планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод тематического контроля в ДОУ. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще, как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель.

 

Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Беседы с детьми – один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с образовательной программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются. Для создания полной картины реализации образовательной программы по изобразительной деятельности используется такой метод, как анализ детских работ, который целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

 

Источник МЦФЭР

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить