Проблемы в сфере говорения у дошкольников возникают так часто, что устранением недостатков речи должны заниматься не только логопеды, но и педагоги-психологи.
Дети усваивают способность говорить параллельно с развитием интеллекта и двигательных навыков, поэтому уровень владения речью относится к ключевым показателям общего развития.
Как проходит процесс речевого развития?
Ребенок с помощью речи решает задачи коммуникации, познания и регуляции.
Самая ранняя из них – задача коммуникации, с помощью слов дети могут взаимодействовать друг с другом.
На основе такой «социальной» речи формируется речь внутренняя, которая, в свою очередь, является предшественницей многих интеллектуальных операций: запоминания, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Соответственно, патологии речевого развития сказываются и на процессе познания мира, и способности к самоконтролю.
Кроме того, речевая недостаточность идет рука об руку с психологическими проблемами, трудностями дыхания и звукового восприятия, недостатком чувства ритма, и, как следствие, сложностями в согласовании действий.
У этой взаимосвязи патологий есть и положительная сторона. Решение одной проблемы заметно улучшает ситуацию в целом. Поэтому педагоги-психологи способны совершенствовать речевое развитие через коррекцию недоработок в развитии эмоционально-волевой сферы.